Стандарт по обеспечению благоприятного инвестиционного климата

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года № 570 - утверждён перечень показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года).

Наличие основных составляющих стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее – Стандарт) и оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации этих составляющих – один из показателей указанной оценки.

Основные требования стандарта

1. В субъекте Российской Федерации должна быть разработана, утверждена и принята к исполнению Инвестиционная стратегия. Инвестиционная стратегия должна определять инвестиционные приоритеты региона: территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты.

Инвестиционная стратегия должна описывать взаимосвязанные по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам целевые программы, отдельные проекты и мероприятия, обеспечивающие рост инвестиций в субъекте Российской Федерации.

Проект Инвестиционной стратегии должен выноситься на публичное обсуждение. Инвестиционная стратегия может утверждаться законодательным органом субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Инвестиционная стратегия может приниматься в виде отдельного документа, либо в виде раздела более общего документа, описывающего стратегию регионального развития, и утверждаться в порядке, предусмотренном общим документом.

Стратегия должна содержать:

1. Параметры разработки Инвестиционной стратегии: 

2. Исходные посылки формирования Стратегии: 

3. Видение результата реализации Стратегии.

4. Структура целей, на достижение которых направлена Стратегия. Цели должны быть достижимы, четко сформулированы и измеримы. Под измеримостью цели подразумевается возможность установления целевых показателей, отражающих степень ее достижения. Эти показатели и правила их  расчета также должны быть приведены в Стратегии для каждой из целей.

5. План мероприятий, направленных на достижение целей Стратегии: перечисляются государственные региональные программы и проекты, законодательные инициативы, структурные реформы и прочие мероприятия, выполнение которых позволит реализовать поставленные цели.

6. Общие принципы сотрудничества органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в области улучшения инвестиционного климата региона.

7. В Стратегии следует привести для каждого из мероприятий такие сведения, как: цели Стратегии, достижению которых напрямую способствует мера; описание сути мероприятия, а также его ожидаемого результата (в т.  ч. и финансового); укрупненный план-график реализации мероприятия; оценка ресурсов, требующихся для реализации (в т.  ч. и трудовых); оценка стоимости реализации и возможных последующих затрат; источники финансирования; критерии успеха применения мероприятия, предполагающие возможность количественной оценки; структура и конкретное лицо, ответственные за реализацию мероприятия.

8. График точек планового контроля исполнения Стратегии.

9. График периодов обязательного пересмотра Инвестиционной стратегии.

10. Оценка объема бюджетного финансирования, направленного на реализацию Стратегии.


Реализация требования в Калининградской области:

Инвестиционная стратегия Калининградской области на период до 2020 года входит в состав стратегии социально-экономического развития Калининградской области и утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года № 583 «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу» (далее – Стратегия). 

         Стратегия определяет перспективные ориентиры и направления развития социально-экономического комплекса в долгосрочной перспективе:

В 2017 году предусмотрена корректировка действующей стратегии социально-экономического развития Калининградской области, в том числе и раздела об инвестиционной стратегии региона. 


2. Формирование и ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе.

В субъекте Российской Федерации должен ежегодно формироваться План создания инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры региона (далее — План). План представляет собой свод всех ключевых объектов инфраструктуры, строительство и реконструкция которых зафиксированы в действующих планах и программах Российской Федерации на территории соответствующего региона, и муниципальных образований, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, инвестиционных программах субъектов естественных монополий и  хозяйствующих субъектов с государственным участием. При этом в отношении каждого объекта должны быть указаны имеющиеся у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об источниках (в том числе бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации и региональных инвестиционных фондов) и размере финансирования (или указание на отсутствие подтверждения в финансировании), планируемые сроки сдачи и фактическое состояние (этап подготовки или исполнения). В Плане также должны быть указаны планируемые к строительству (реконструкции) инвестиционные объекты с указанием требуемых мощностей потребления энергетических ресурсов.

План должен публиковаться в наглядной форме с указанием планируемых объектов на карте региона, сроков их создания (строительства). Принятые проекты развития (девелопмента) территории включаются в План. План публикуется на интернет-портале об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации.

В субъекте Российской Федерации должна существовать формализованная процедура рассмотрения вопросов развития (девелопмента) территории, включая создание индустриальных парков и технопарков.

Реализация требования в Калининградской области:

 План создания инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры в Калининградской области на 2015 год, на 2016 год (далее – План объектов на 2015 год, План создания объектов на 2016 год) разработаны в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе, утверждены Губернатором Калининградской области.

План объектов на соответствующий год представляет собой свод всех ключевых объектов инфраструктуры, строительство и реконструкция которых зафиксированы в планах и программах Российской Федерации, действующих на территории Калининградской области:

Планы объектов на 2015 год, на 2016 года размещены на интернет-портале, посвященном инвестиционной деятельности (http://investinkaliningrad.ru/).

Ежегодно Министерством экономики Калининградской области проводится работа по актуализации Плана инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе в соответствии с информацией, поступившей от органов исполнительной власти, муниципальных образований Калининградской области,  организаций Калининградской области - субъектов естественных монополий и хозяйствующих субъектов с государственным участием, АО «Корпорации развития Калининградской области».


3. Ежегодное послание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации «Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта Российской Федерации».

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации должно ежегодно обращаться к членам законодательных и исполнительных органов субъекта Российской Федерации с посланием об инвестиционном климате в субъекте Российской Федерации.

В послании должны отражаться результаты реализации Инвестиционной стратегии, определяются основные направления и приоритеты инвестиционной политики субъекта Российской Федерации, и сообщается о ключевых мерах, которые необходимо реализовать в следующем году в целях привлечения инвестиций и улучшения условий ведения бизнеса в регионе.

Реализация требования в Калининградской области:

Ежегодно осуществляется подготовка послания Губернатора Калининградской области Калининградской областной Думе и отчет Правительства Калининградской области о результатах деятельности по итогам года.

Сведения о достижениях и планах по привлечению инвестиций отражены в послании Губернатора Калининградской области Калининградской областной Думе и отчете Правительства Калининградской области о результатах деятельности по итогам года.


4. Принятие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности.

В субъекте Российской Федерации должен быть принят нормативный правовой акт, устанавливающий:

Указанные нормы могут содержаться в разных нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации прямого действия (например, регулирующие вопросы налоговой политики в отношении конкретных видов инвестиций, порядка заключения договоров с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности и др.). В таком случае информация о таких нормативных правовых актах должна быть в доступной, логически связанной форме изложена на интернет-портале об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации.

Реализация требования в Калининградской области:

На территории Калининградской области действует Федеральный закон от 10.01.2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Предусмотрено, что лица, осуществившие капитальные вложения в размере не менее 150 млн рублей в первые три года реализации инвестиционного проекта, приобретают право на освобождение от налога на прибыль и налога на имущество.

Со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области и до окончания шести налоговых периодов, считая с 1 января года, следующего за годом включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, ставка налога на прибыль организаций устанавливается в размере 0 процентов. В течение шести налоговых периодов, считая с 1 января года, следующего за годом окончания применения нулевой налоговой ставки, ставка налога на прибыль организаций от реализации инвестиционного проекта составляет величину, уменьшенную на 50 процентов.

Для резидентов в течение первых шести календарных лет налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается в размере 0 процентов. В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно налоговая ставка по налогу на имущество организаций составляет величину, уменьшенную на пятьдесят процентов.

В соответствии с изменениями в Федеральный закон № 16-ФЗ (Федеральный закон от 11 марта 2016 года № 70-ФЗ) минимальный порог инвестиций был снижен до 50 млн рублей для отдельных направлений реализации инвестиционных проектов: в области туристско-рекреационной деятельности, по созданию обрабатывающего производства, а также в области рыболовства, рыбоводства, сельского хозяйства.

Федеральный закон также предусматривает:

         – подакцизных товаров;

         – товаров, запрещенных в соответствии с законодательством Российской Федерации для ввоза на таможенную территорию Российской Федерации;

         – товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по предложению Правительства Калининградской области;

Закон Калининградской области № 171 от 15 июля 2002 года «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Калининградской области», устанавливающий виды государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Калининградской области, вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности. Закон направлен на увеличение объемов инвестиций, рост их эффективности и предусматривает гарантии равной защиты прав инвесторов.

Постановление Правительства Калининградской области от 21 января 2011 г. № 17 «О совете по улучшению инвестиционного климата в Калининградской области», определяющее положение и состав Совета. Совет создан в целях создания благоприятного инвестиционного климата, выработки конкретных мер по улучшению инвестиционного климата, обеспечению стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности и реализации инвестиционных проектов на территории Калининградской области.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 596 Правительством Калининградской области создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей Калининградской области.

Закон Калининградской области от 15 ноября 2013 года № 268 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей» в Калининградской области, определяющий правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области в целях обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории Калининградской области.

Постановление Правительства Калининградской области от 10 июля 2013 года № 465 «О порядке сопровождения приоритетных инвестиционных проектов», определяющее порядок сопровождения приоритетных инвестиционных проектов в два этапа:


5. Наличие Совета по улучшению инвестиционного климата

В субъекте Российской Федерации должен функционировать на регулярной основе Совет по улучшению инвестиционного климата. Совет — общественный совещательный координационный орган. Наименование Совета определяется субъектом Российской Федерации.

Совет возглавляет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. В состав Совета входят представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, инвесторов, общественных объединений предпринимателей и эксперты.

Положение о Совете, включая порядок его формирования, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Совет собирается на заседания регулярно, не реже одного раза в два месяца. Заседания Совета проводятся публично и открыто. Обеспечена возможность личного участия в заседании инвесторов, не являющихся членами Совета. Осуществляется онлайн — трансляция заседаний в сети Интернет. Для обеспечения работы Совета должен быть определен специальный исполнительный орган. Функции такого органа могут быть возложены на  специализированную  организацию по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

 

Реализация требования в Калининградской области:

Постановлением Правительства Калининградской области № 17 от 21.01.2011 года образован Совет по улучшению инвестиционного климата в Калининградской области (далее - совет). Совет является совещательным органом, образованным Правительством Калининградской области для содействия в реализации Закона Калининградской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Калининградской области» в целях создания благоприятного инвестиционного климата, выработки конкретных мер по улучшению инвестиционного климата, обеспечению стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности и реализации инвестиционных проектов на территории Калининградской области.

В полномочия совета входят предварительное рассмотрение и подготовка предложений по вопросам:

  1. совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность, финансово-кредитную и налоговую политику органов государственной власти в отношении инвесторов, а также политику в области имущественных отношений и развития конкуренции;

  2. стимулирования роста инвестиционной активности и привлечения средств инвесторов для развития экономики Калининградской области;

  3. анализа факторов, влияющих на развитие инвестиционной деятельности;

  4. анализа деятельности органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, взаимодействующих с субъектами инвестиционной деятельности по стимулированию инвестиционной деятельности;

  5. выполнения полномочий, отнесенных к компетенции Правительства Калининградской области и иных органов исполнительной власти Калининградской области по уменьшению административных барьеров, в том числе в части сокращения сроков и упрощения процедуры выдачи разрешительной документации;

  6. рассмотрения презентационных материалов, содержащих информацию по инвестиционной деятельности на территории Калининградской области, для представления отечественным и зарубежным инвесторам;

  7. инвестиционных проектов, реализация которых планируется на территории Калининградской области, в том числе с предоставлением государственной поддержки;

  8. подготовки предложений инвесторам по выбору наиболее эффективных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности;

  9. содействия в обеспечении государственного сопровождения инвестиционных проектов;

  10. ознакомления с отчетностью и материалами ежегодных проверок инвесторов, получивших государственную поддержку;

  11. организации взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области и лиц, участвующих в инвестиционных процессах в Калининградской области;

  12. определения приоритетных направлений социально-экономического развития Калининградской области в сфере осуществления инвестиционной деятельности;

  13. выполнения полномочий, отнесенных к компетенции Правительства Калининградской области и иных органов исполнительной власти Калининградской области, по разработке инвестиционной стратегии Калининградской области, анализу реализации инвестиционной стратегии Калининградской области и ее корректировке;

  14. содействия в создании условий для рационального размещения производительных сил на территории Калининградской области;

  15. разработки единых требований к основным критериям инвестиционных проектов, поддерживаемых за счет средств областного бюджета;

  16. рассмотрения результатов реализации инвестиционных проектов на территории Калининградской области, включая несостоявшиеся и неуспешные, анализа причин неудач в реализации инвестиционных проектов;

  17. рассмотрения проекта плана создания инвестиционных объектов и объектов необходимой транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры в Калининградской области;

  18. рассмотрения отчетов органа, уполномоченного на проведение оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов в области государственной поддержки инвестиционной деятельности.

В 2015 году на заседаниях Совета по улучшению инвестиционного климата в Калининградской области рассмотрено13 инвестиционных проектов на общую сумму более 92,4 млрд. рублей.

В 2016 году состоялось 5 заседаний Совета по улучшению инвестиционного климата в Калининградской области (3 заочных и 2 очных), в рамках проведенных заседаний рассмотрено 15 инвестиционных проектов на общую сумму более 32,8 млрд. рублей.


6. Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами

В субъекте Российской Федерации должна функционировать на регулярной основе специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

Основными функциями специализированной организации являются:

Учредителями выступают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Наблюдательный совет (совет директоров) специализированной организации возглавляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Для специализированной организации должны быть установлены показатели эффективности ее работы и работы ее сотрудников. Например, показателями эффективности могут быть объем привлеченных инвестиций, количество созданных высокопроизводительных рабочих мест. Также может быть установлена зависимость мер стимулирования сотрудников от степени выполнения данных показателей.

 

Реализация требования в Калининградской области:

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области    № 285 от 23.04.2012 года создано Акционерное общество «Корпорация развития Калининградской области. Собственником 100% акций является Правительство Калининградской области.

Миссия Корпорации - привлечение инвестиций, реализация инвестиционных проектов, а также содействие развитию промышленности и инноваций в Калининградской области.

Цели деятельности Корпорации:

  1. Содействие реализации программных документов Калининградской области. 

  2. Привлечение в Калининградскую область промышленных инвестиций через создание на территории региона индустриальных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, инжиниринговых центров и иных объектов промышленной и предпринимательской инфраструктуры.

  3. Формирование положительного инвестиционного имиджа Калининградской области.

  4. Повышение инвестиционной привлекательности и стимулирование инвестиционной деятельности, способствующей росту уровня социально-экономического развития Калининградской области.

  5. Поиск и привлечение инвесторов, сопровождение инвестиционных проектов в режиме «одного окна».

  6. Развитие института государственно-частного партнерства на территории Калининградской области.

  7. Минимизация существующих инфраструктурных ограничений, влияющих на развитие экономического потенциала Калининградской области.

  8. Организация финансирования инфраструктурных и иных проектов на территории Калининградской области.

  9. Создание новых рабочих мест и улучшение качества жизни населения Калининградской области.

  10. Стимулирование инновационной активности экономики Калининградской области.


Официальный сайт Корпорации в сети «Интернет» http://www.kgd-rdc.ru/.

 

7. Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков)

В субъекте Российской Федерации должно существовать не менее одного объекта одного из следующих типов:

Определения указанных в настоящем пункте объектов установленных в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации №  227 от 20 мая 2011 года.

 

Реализация требования в Калининградской области:

В настоящее время в Калининградской области в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» создается два индустриальных парка – «Черняховск» и «Храброво». Кроме того, на территории Калининградской области действуют четыре частных индустриальных парка, производящих (имеющих возможность производить) товары-аналоги, подпадающие под действие мероприятий по импортозамещению: «Экобалтик», «Технополис GS», «Балттехпром», «Данор».


8. Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов

Наличие Прогноза потребностей регионального рынка труда в специалистах различных направлений на срок не менее 7 лет, основанного на изучении потребностей инвесторов (в том числе опросы) и прогноза социально-экономического развития региона.

Наличие регламента разработки Прогноза. Регламент предусматривает, что Прогноз разрабатывается совместно с экспертами, представителями субъектов предпринимательской деятельности, общественных институтов и организаций, сотрудников профильных органов исполнительной власти.

Результаты прогноза публикуются в сети Интернет в полном объеме и машиночитаемой форме.

Восстановление и развитие в соответствии с Инвестиционной стратегией региональной системы профессионального образования, переориентирование части выпускников школ на получение качественного профессионального профильного образования.

Создание региональной системы переподготовки и трудоустройства выпускников специальностей, невостребованных на рынке труда (система должна быть целиком и полностью добровольной).

Наличие в образовательных учреждениях региона образовательных программ, разработанных с участием хозяйствующих субъектов, которые направлены на удовлетворение потребностей новых производств.

 

Реализация требования в Калининградской области:

В целях определения потребности в трудовых ресурсах для обеспечения социально-экономического развития региона Министерством социальной политики Калининградской области разработан Прогноз потребности рынка труда Калининградской области в профессиональных кадрах на 2016-2022 годы.

Данный прогноз размещен на сайте Министерства социальной политики, а также на портале профессионального образования Калининградской области.

На территории региона действуют 17 профессиональных образовательных организаций, из них 3 негосударственных, а также 21 образовательная организация высшего образования, из них 9 негосударственных.

Образовательными организациями Калининградской области реализуется около 100 образовательных программ среднего профессионального образования и 120 программ высшего образования.

Общее количество студентов в регионе составляет почти 45 тысяч человек, из которых 20,6 тыс. человек обучаются по программам среднего профессионального образования, 24,5 тыс. человек – по программам высшего образования.

Ежегодный выпуск составляет около 4,5 тыс. человек, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, 6,2 тыс. человек – по программам высшего образования.

Практически все образовательные организации профессионального образования помимо основных профессиональных образовательных программ, реализуют и дополнительные профессиональные образовательные программы (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки). Реализация данных программ позволяет в короткие сроки провести обучение работников предприятий, граждан, состоящих на учете в центрах занятости, военнослужащих, уволенных в запас, и т.д. В год обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации и профессиональная переподготовка) прошли 63400 человек, из них 1400 безработных граждан по направлению службы занятости населения.

Совместными усилиями Правительства Калининградской области, ведущих предприятий региона на базе профессиональных образовательных организаций созданы 8 ресурсных центров по приоритетным направлениям развития экономики: автомобилестроение, судостроение, металлообработка, агропромышленный сектор, мебельное производство, строительство, пищевая индустрия, а также 2 многофункциональных центра прикладных квалификаций в сфере энергетики и информационных технологий, судостроения и машиностроения. В центрах созданы условия для получения студентами рабочих профессий, а также условия для краткосрочной подготовки, переподготовки, повышения квалификации граждан по заявкам предприятий, центров занятости населения.

В качестве примера тесного взаимодействия образовательных организаций и работодателей можно привести сотрудничество между АО «ПСЗ «Янтарь» и Прибалтийским судостроительным техникумом, который с 2011 года по заказу предприятия (с привлечением сотрудников завода к образовательному процессу) осуществляет подготовку по образовательной программе «Слесарь-монтажник судовой» с последующим присвоением квалификации «Трубопроводчик судовой». Выражая свою заинтересованность в таких рабочих, завод «Янтарь» выплачивает 15 целевых стипендий студентам техникума, обучающимся по данной учебной программе, а также заключил 10 договоров целевого обучения со студентами, которые после завершения обучения гарантировано будут трудоустроены на данном предприятии.

В рамках договора о сотрудничестве между группой компаний АВТОТОР и Техникумом отраслевых технологий с 2012 года техникум осуществляет подготовку по специальности среднего профессионального образования «Технология машиностроения». В рамках сотрудничества с ГК «Содружество» в Техникуме отраслевых технологий 50 сотрудников предприятия прошли обучение по профессии «Аппаратчик-экстракторщик». С 2015 года по заказу ГК «Содружество» техникум осуществляет обучение по специальности «Автоматические системы управления».


9. Создание специализированного двуязычного Интернет­-портала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации

Интернет-портал должен обеспечивать наглядное представление инвестиционных возможностей субъекта Российской Федерации, его Инвестиционной стратегии и инфраструктуры, потенциальных направлений инвестиций, а также сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов.

Интернет-портал должен содержать в наглядной форме:

Интернет-портал ведется на двух (русском и английском) и более языках.

 

Реализация требования в Калининградской области:

Функционирует инвестиционный интернет — портал http://investinkaliningrad.ru/.

На ресурсе размещены материалы, касающиеся инвестиционного климата Калининградской области, федерального и регионального законодательства, условий и преимуществ инвестирования на территории региона, механизмы поддержки инвесторов, а также необходимые аналитические, справочные материалы и формы документов, представление которых требуется для получения мер государственной поддержки.

Информация интернет — портала представлена на нескольких языках, в том числе на русском, английском и китайском.


10. Наличие в субъекте Российской Федерации единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»

В субъекте Российской Федерации должен быть разработан регламент сопровождения всех категорий инвестиционных проектов, в рамках которого предоставляется полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях развития бизнеса по принципу «одного окна», включая участие в региональных, федеральных и международных программах развития предпринимательства, содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов, бизнес-ангелов, институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений.

Конкретные способы поддержки определяются в зависимости от категорий инвестиционных проектов и объема инвестиций.

Регламент сопровождения инвестиционных проектов должен включать в себя:

Ведение инвестиционных проектов должно осуществляться в единой информационной системе, предусматривающей наличие общей базы данных проектов, регистрацию информации обо всех этапах взаимодействия с инициаторами проектов, возможность проведения анализа финансовых показателей, результаты взаимодействия субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности с государственными органами.

 

Реализация требования в Калининградской области:

В Акционерном обществе «Корпорация развития Калининградской области» работа по привлечению инвесторов и сопровождению инвестиционных проектов ведется в соответствии с Регламентом по сопровождению инвестиционных проектов, реализуемых на территории Калининградской области, по принципу «одного окна».

Новая редакция регламента утверждена 22.08.2016 года  генеральным директором АО «Корпорация развития Калининградской области». С регламентом можно ознакомиться на официальном сайте Корпорации http://www.kgd-rdc.ru/information/Reglament_one%20window.pdf.

Также действует порядок сопровождения приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 10 июля 2013 года № 465. Определен порядок сопровождения приоритетных инвестиционных проектов в два этапа:


11. Принятие высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации инвестиционной декларации региона

Декларация должна устанавливать принципы взаимодействия органов власти субъекта Российской Федерации с  субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности. Эти принципы определяют смысл и содержание деятельности органов власти субъекта Российской Федерации.

В число этих принципов входят:

Равенство — недискриминирующий подход ко всем субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности в рамках заранее определенной и публичной системы приоритетов;

Вовлеченность — участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессе принятия государственных решений и оценки их реализации;

Прозрачность — общедоступность документированной информации органов власти (за исключением относящейся к исчерпывающему перечню категорий секретной информации);

Лучшие практики — ориентация административных процедур и регулирования на лучшую с точки зрения интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности практику взаимодействия субъектов РФ с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Содержание декларации должно включать в себя следующие положения:

 

Реализация требования в Калининградской области:

Постановлением Правительства Калининградской области от 16 декабря 2013 г. № 934 «Об утверждении инвестиционной декларации Калининградской области» установлены принципы взаимодействия органов исполнительной власти Калининградской области с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности в целях обеспечения и защиты прав инвесторов, гарантии безопасности ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Калининградской области, осуществления мер, направленных на снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Согласно пункту 10 Инвестиционной декларации Калининградской области в случае возникновения обстоятельств, которые оказывают неблагоприятное влияние на осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности в Калининградской области, а также в случае возникновения разногласий, возникающих в связи с реализацией положений Инвестиционной декларации Правительство Калининградской области обязано вступить в переговоры с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности с целью решения возникающих проблем.

В целях защиты и помощи инвесторов проводятся совещания по решению проблемных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Порядок взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности устанавливается в рамках действующего законодательства и определяется регламентами, разрабатываемыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Калининградской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.


12. Принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно ­ правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность

В субъекте Российской Федерации должен быть принят нормативный акт, регламентирующий следующие вопросы:

           выявлять альтернативы предлагаемым (или имеющимся) вариантам регулирования;

           давать на основе разумных презумпций оценку обременительности регулирования в отсутствии количественных расчетов (в случаях, когда они не                   проводятся).

Подготовка такого нормативного акта субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с разработанными Минэкономразвития России Методическими рекомендациями, одобренными 20 марта 2012 г. решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

 

Реализация требования в Калининградской области:

Процедура оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность закреплена в Постановлении Правительства Калининградской области от 09.06.2014 № 355 «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Калининградской области и экспертизе нормативных правовых актов Калининградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

Постановлением определен порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Калининградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Калининградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Постановлением Правительства Калининградской области от 07.09.2015 года № 535 внесены изменения в Постановление Правительства Калининградской области от 09.06.2014 № 355 «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Калининградской области и экспертизе нормативных правовых актов Калининградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

Закон Калининградской области от 25.11.2015 № 476 (ред. от 12.05.2016 года) «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Калининградской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Калининградской области, муниципальных нормативных правовых актов» (принят Калининградской областной Думой 12.11.2015 года).

Приказ Министерства экономики Калининградской области от 17 июля 2014 года № 24 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Калининградской области и экспертизы нормативных правовых актов Калининградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности». 

Подробнее с нормативными документами по оценке регулирующего воздействия можно ознакомиться на официальном сайте Министерства экономики Калининградской области по ссылке (http://economy.gov39.ru/deyatelnost/orv.php?sphrase_id=1959/).


13. Наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников профильных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

Создание моделей компетенций государственных служащих субъекта Российской Федерации и сотрудников специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, определяющих требования к: знаниям; навыкам; ценностям.

Основные положения модели компетенции должны быть отражены в трудовых контрактах.

Установление критериев оценки показателей эффективности сотрудников профильных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, участвующих в инвестиционном процессе, и увязка их с моделью компетенций.

При оценке соответствия квалификационных требований соискателей на государственные должности и должности в специализированной организации должно учитываться наличие опыта работы по реализации предпринимательских проектов, бизнес-образования (преимущественно в зарубежных бизнес-школах и университетах).

Финансирование стажировок сотрудников профильных органов исполнительной власти и специализированной организации в соответствующих органах власти и институтах развития в иных субъектах Российской Федерации и за рубежом.

 

Реализация требования в Калининградской области:

Для реализации мероприятий по организации подготовки кадров для развития и обеспечения функционирования инновационной, предпринимательской и инвестиционной инфраструктуры области заключено  Соглашение о сотрудничестве  от 30.11.2011 г.  №175-11 между Правительством Калининградской области и Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта.

Курирующими органами по организации подготовки инновационно – ориентированных и управленческих кадров является Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, Министерство экономики Калининградской области.

Курирующим органом по подготовке кадров для финансово – инвестиционной инфраструктуры является Министерство финансов.

В рамках этих соглашений осуществляется сотрудничество в форме семинаров, форумов, круглых столов для организации  подготовки кадров для развития и обеспечения функционирования инновационной, предпринимательской и инвестиционной инфраструктуры области, для разработки и реализации программ подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих.

В 2016 году сотрудники профильных органов Правительства Калининградской области прошли обучение по программам инвестиционной направленности, в том числе по программам «Управленческое мастерство: развитие региональных команд» и «Управленческое мастерство: улучшение условий ведения бизнеса в регионе».

В целях исполнения требования Стандарта АО «Корпорация развития Калининградской области» - специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами проведены следующие мероприятия:

  1. Разработано и утверждено  Положение о модели компетенций сотрудников  Акционерного общества «Корпорация развития Калининградской области». Положение содержит модели общих (базовых) корпоративных компетенций и специальных (профессиональных) компетенций  сотрудников, ответственных за выполнение задач, непосредственно относящихся к деятельности по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Основные положения модели компетенций включены в раздел: «Корпоративные требования» трудовых договоров.

  2. Разработано и утверждено  Положение об обучении персонала Акционерного общества «Корпорация развития Калининградской области». Положение является документом, регламентирующим порядок организации и проведения профессионального обучения персонала Корпорации как специализированной организации по привлечению инвестиций в Калининградской области, в т.ч. повышение квалификации развития компетенций сотрудников. Положение разработано на основании положений Трудового кодекса Российской Федерации.

В 2016 году в  соответствии с утвержденным планом повышения квалификации прошли обучение (повышение квалификации) в соответствии с данным Положением 6 сотрудников АО «Корпорация развития Калининградской области».


14. Включение представителей потребителей энергоресурсов в состав органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере государственного регулирования тарифов — региональной энергетической комиссии (РЭК) и создание коллегиального совещательного органа при РЭК, включающего представителей делового сообщества

В состав РЭК и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимающих решения об установлении цен (далее — иные органы), тарифов должно быть включено не менее трех представителей основных групп потребителей и соответствующих объединений предпринимателей. Указанные лица должны представлять интересы широкого круга коммерческих потребителей энергоресурсов, объединенных в коллегиальный орган при РЭК  и иных органах.

В субъекте Российской Федерации должен быть создан коллегиальный орган при РЭК и иных органах, включающий представителей хозяйствующих субъектов — потребителей энергоресурсов (далее — коллегиальный орган). В состав коллегиального органа входят представители хозяйствующих субъектов, общественных организаций и эксперты. Коллегиальный орган наделяется правом предварительного рассмотрения проектов решений по установлению РЭК или иными органами тарифов и утверждению инвестиционных программ субъектов естественных монополий.

Коллегиальный орган формулирует позицию по результатам рассмотрения проектов решений РЭК и иных органов, указанных в п. 3 настоящего раздела. Позиция коллегиального органа по проектам решений РЭК (иной орган) направляется до принятия соответствующего решения РЭК в РЭК и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. В случае расхождения решения РЭК или иного органа и позиции коллегиального органа РЭК (иной орган) направляет в коллегиальный орган обоснованные возражения в письменной форме.

Позиция коллегиального органа рассматривается РЭК вместе с документами, используемыми для принятия соответствующего решения.

 

Реализация требования в Калининградской области:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.02.2011 № 97 «Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» и постановлением Правительства Калининградской области от 29.03.2011 № 189 «О Службе по государственному регулированию пен и тарифов Калининградской области» при Службе создан коллегиальный орган Экспертный совет (приказ Службы от 04.02.2011 № 07-01/11), который рассматривает проекты решений Службы по установлению тарифов для потребителей области. Члены Экспертного совета принимают участие в заседаниях правления Службы по утверждению тарифов.

В состав Экспертного совета входят представители Торгово-промышленной палаты Калининградской области, НП «Балтийский деловой клуб», Ассоциации муниципальных образовании области, Общественной палаты Калининградской области, УФАС России по Калининградской области.

Предложения, замечания, рекомендации членов Экспертного совета учитываются при принятии решений по утверждению тарифов в основных сферах регулируемого ценообразования электроснабжении, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.

 

15. Наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства субъекта Российской Федерации для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов

Должен быть организован канал (каналы) прямой связи инвесторов с руководством субъекта Российской Федерации для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.

Канал прямой связи должен отвечать требованиям:

Каналами прямой связи, в частности, могут служить:

 

Реализация требования в Калининградской области:

В Калининградской области организована работа каналов прямой связи инвесторов с руководством Калининградской области для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов. В этой связи инвестор вправе воспользоваться одним из способов обращения как: лично, письменно или при помощи электронных способов связи через порталы www.gov39.ru, www.economy.gov39.ru, www.investinkaliningrad.ru. Реализована Интернет-приемная на сайте Губернатора Калининградской области https://gubernator.gov39.ru.

Все обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

По вопросам инвестиционной деятельности срок рассмотрения обращения - в течение 10 рабочих дней.


Стандарт по обеспечению благоприятного инвестиционного климата