Ежегодное инвестиционное послание высшего должностного лица субъекта РФ

Уважаемые члены совета, уважаемые коллеги!

Приветствую Вас на первом в новом 2019 году заседании совета по улучшению инвестиционного климата в Калининградской области.

Сегодня я озвучу инвестиционное послание, а именно основные приоритеты региональной инвестиционной политики на ближайшую перспективу, расскажу о том, что мы делаем и планируем сделать для развития экономики нашего региона. Мы наблюдаем положительную динамику по основным показателям инвестиционного развития Калининградской области. Безусловно, такая статистика не может не радовать, однако завтрашний день ставит перед нами новые более серьезные задачи.

Увеличение инвестиционных вложений в экономику Калининградской области, являющихся базовым источником роста, – безусловный приоритет в работе регионального Правительства. Объем инвестиций традиционно является одним из основных показателей, определяющих успешное развитие региона.

В части показателей инвестиционной деятельности мы наблюдаем рост физического объема инвестиций в течение трех лет с 2015 по 2017 годы включительно.

По оперативным данным за январь-сентябрь 2018 года в сопоставимых ценах отмечается снижение поступления инвестиций на 2,6%. Но данное снижение было ожидаемым на фоне высокой базы 2017 года в связи с завершением реализации крупных инфраструктурных проектов в рамках подготовки к проведению на территории Калининградской области чемпионата мира по футболу. По оценке в 2018 году поступления инвестиций в основной капитал составят сумму в пределах 100-110 млрд рублей.

В текущем году позитивную динамику показывают большинство отраслей обрабатывающей промышленности, и это было бы невозможно без федеральных и региональных мер стимулирования.

Уважаемые члены совета, коллеги! Инвестиционная политика региона, которую мы сейчас реализуем, основана на следующих ключевых принципах: развитие инфраструктуры и снятие инфраструктурных ограничений, максимизация налоговых льгот и преференций, а также доступное регулирование бизнеса, что, прежде всего, должно выражаться в устранении излишних административных барьеров.

Принятие поправок в закон «Об Особой экономической зоне Калининградской области» и Налоговой кодекс России в декабре 2017 года - одно из главных экономических событий для бизнеса нашего региона, а также итог колоссальной совместной работы Правительства Российской Федерации, Правительства Калининградской области и предпринимательского сообщества региона.

В комплексе пакет принятых новых льгот и преференций является беспрецедентным в масштабах всей России, ведь трудно найти территорию в Российской Федерации с таким количеством льгот и с таким количеством их комбинаций.

Уже сегодня мы ощущаем активный интерес инвесторов к работе в Калининградской области.

Так, по состоянию на 31 декабря 2018 года в единый реестр резидентов ОЭЗ включено 203 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций, заявленных в течение первых 3-х лет реализации проектов, – 114,7 млрд рублей. Численность рабочих мест при выходе на проектные мощности составит 32 495 человека.

В течение 2018 года в единый реестр резидентов ОЭЗ включен 71 инвестиционный проект с общим объемом заявленных инвестиций в течение первых 3-х лет реализации инвестиционного проекта в размере 14 569 млн рублей и общей численностью рабочих мест – 6 628, из них создаваемых новых рабочих мест – 5 871.

Эти показатели превышают годовые показатели 2016 и 2017 годов по количеству проектов, по объемам заявленных инвестиций, по количеству создаваемых рабочих мест, что свидетельствует о возросшем интересе к ОЭЗ  в Калининградской области после «перезагрузки» закона с 01 января 2018 года.

Также в августе прошлого года Президентом Российской Федерации подписан пакет законов, предусматривающий создание специальных административных районов (далее – САР) с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности для иностранных компаний на территории острова «Октябрьский» (Калининградская область) и территории острова «Русский» (Приморский край).

По состоянию на конец 2018 года в Минэкономразвития России при участии представителей субъекта были поданы пакеты документов с заявками на заключение договора на осуществление деятельности на территории специального административного района на острове Октябрьский (Калининградская область) и заявками на государственную регистрацию международных компаний от 9 иностранных компаний. Прогнозируемая дата включения вышеуказанных компаний в реестр участников специального административного района – 05.02.2019.

К особенностям ведения хозяйственной деятельности, в первую очередь, относится ограниченное применение требований законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле к участникам САР, а также ряд налоговых преференций, которые распространяются на участников САР – международные холдинговые компании.

Для того, чтобы получить статус участника (резидента) САР, компании-соискателю необходимо соответствовать ряду условий, ключевыми среди которых являются:

Кроме того, с 2019 года администрирование САР будет осуществлять управляющая компания. Такими функциями у нас наделена Корпорация развития Калининградской области. Соответствующие поправки в первом и сразу в окончательном чтении приняла Калининградская областная Дума 19 декабря прошлого года.

Эффективным инструментом для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионе и содействия реализации инвестиционных проектов на территории Калининградской области стал совет по улучшению инвестиционного климата. Положение и состав совета были полностью переформатированы в ноябре 2018 года с учетом принятия в июле прошлого года базового документа, регулирующего вопросы осуществления инвестиционной деятельности в Калининградской области, - закона «Об инвестиционной деятельности в Калининградской области».

За период с 2011 по 2018 год советом было рассмотрено 64 инвестиционных проекта с общим объёмом инвестиций в основной капитал 286,3 млрд рублей, из них одобрен 61 проект на сумму 264,3 млрд рублей. В рамках рассмотренных и одобренных советом инвестиционных проектов запланировано создание свыше 21,7 тысяч рабочих мест.

С учетом специфического положения области, одним из ключевых драйверов прогресса в регионе являются развитие человеческого капитала, научной и инновационной деятельности.

По направлению развития фундаментальной науки заключено соглашение с НИЦ «Курчатовский институт» о создании филиала в регионе. Продолжится работа в 2019 году, создание филиала обеспечит создание лабораторного комплекса и проведение фундаментальных исследований с привлечением научных сотрудников Калининградской области.

Также в 2018 году заключено соглашение с РФФИ, согласно которому с января 2019 года научному сообществу региона будет оказана дополнительная финансовая поддержка для проведения научных исследований по 12 приоритетным направлениям. Сумма поддержки формируется бюджетом региона и Фондом в равной пропорции («50/50»).

Соглашение заключено на 5 лет. Максимальный бюджет на год – 20 млн рублей (не более 10 млн от каждой из сторон). Гранты варьируются в диапазоне 400-700 тысяч рублей в год, при этом проекты продолжаются 1-3 года. Таким образом, на 1 проект в среднем получается 2,1 млн на 3 года.

Кроме того, в июне 2011 года на базе БФУ им. И. Канта образован Научно образовательный центр «Функциональные наноматериалы».

Созданный кластер оборудования интегрирует уникальный набор научных и лабораторных установок по синтезу наноматериалов и исследованию их критических свойств с целью создания комплекса по формированию нанотехнологической продукции широкого профиля: начиная от НИРовских задач материаловедения по разработке принципиально новых материалов для наноэлектроники и спинтроники и заканчивая НИОКТР по исследованию материалов, разработке упрочняющих покрытий для различных видов промышленности (строительная, металлургическая, фармацевтическая и т.д.).

Также в целях формирования новых направлений экономико-технологической специализации региона для существенного роста экспорта технологий, наукоемких товаров и услуг, перехода региона в режим самообеспечения у нас подготовлена концепция создания и развития Инновационно-технологического центра Калининградской области «HumanTech», в разработке которой приняли участие Федерация интеллектуальной собственности, НИУ «Высшая школа экономики», Межведомственный аналитический центр, БФУ им. И. Канта и КГТУ. 

Уверен, что Центр станет механизмом концентрации ресурсов российских научных лабораторий и инжиниринговых центров, а также предпринимательской активности, и позволит сформировать условия для развития высокотехнологичного бизнеса в сегментах рынка с ожидаемой наиболее высокой динамикой роста.

 На базе «Центра поддержки предпринимательства Калининградской области (микрокредитная компания)» открыто представительство Фонда содействия инновациям, которое оказывает всестороннюю поддержку инновационным предприятиям. Это стимулировало активность новаторов и предприятий, занятых прикладной наукой. Так, число заявок по программам Фонда (без учета программы «Умник») за полный 2017 год составило 52 заявки, за прошедший период 2018 года подано уже 72 заявки. По программе «Умник»: в 2017 году – 19 заявок, 2018 году – 34 заявки.

У нас в регионе проведена работа по созданию 3 инжиниринговых центров.На базе БФУ им. И. Канта создан Балтийский инжиниринговый центр машиностроения. Основными компетенциями центра являются:

Завершается подготовка к созданию инжинирингового центра компании ABB, офис которого расположится на площади порядка 1 000 кв. метров в многофункциональном комплексе «Кловер Сити Центр». Планируемая дата открытия центра – апрель 2019 года.

В результате будет обеспечено:

Кроме того, обсуждается создание на базе областного Центра поддержки предпринимательства филиала автономной некоммерческой организации «Инновационный инжиниринговый центр». Для региона это обеспечит:

В 2019 году продолжим активную работу по развитию науки и инноваций. Это позволит преодолеть дисбаланс между векторами развития реального сектора и науки и образования, усилить кадровый потенциал с учетом потребностей реального сектора.

Как я уже отметил ранее, Калининградская область демонстрирует позитивную динамику по ключевым показателям инвестиционной активности. Необходимо сохранить эту тенденцию, предложив для инвесторов и предпринимателей Калининградской области максимально комфортные условия ведения бизнеса. Так, на прошедшем в конце мая Петербургском международном экономическом форуме были представлены результаты состояния инвестиционного климата в регионах России за прошедший год.

Национальный рейтинг традиционного формируется на основе опросных данных и показывает, насколько успешными были усилия органов власти всех уровней в регионе по созданию благоприятных условий ведения бизнеса, и отражает оценку этих усилий экспертами, инвесторами и предпринимателями.

Калининградская область в 2018 году впервые попала в топ-20 рейтинга и переместилась на 15 место в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации с 39 места в 2017 году (+24 позиции).

Регион занял третью строчку в рейтинге после Санкт-Петербурга и Ленинградской области по Северо-Западному федеральному округу. Ключевой драйвер роста Калининградской области по результатам рейтинга в 2018 году – улучшения по направлению «Инфраструктура и ресурсы» и нефинансовая поддержка малого и среднего предпринимательства. Также хочется отметить улучшения в части повышения эффективности процедур по регистрации прав собственности и постановке земельного участка на кадастровый учет.

Это означает, что инвесторы и предприниматели одобряют ту работу, которая была проделана органами власти в прошлом году, а также те начинания, которые были заложены на перспективное развитие региона.

Нельзя не отметить успехи Калининградской области в рейтинге субъектов Российской Федерации в рейтинге ГЧП.

Так, в рейтинге 2018 года Калининградская область заняла 32 место среди 85 субъектов РФ, обеспечив тем самым рост на 30 позиций по сравнению с рейтингом 2013 года (62 место в 2013 году) и 4 место в рейтинге ГЧП среди субъектов Северо-Западного федерального округа.

К настоящему времени на территории Калининградской области реализуются 14 проектов государственно-частного партнерства в форме концессионных соглашений со сроком реализации от 20 до 30 лет и общим объемом инвестиций в создание или реконструкцию объектов инфраструктуры 1,44 млрд рублей, из них частных инвестиций – 1 млрд рублей.

Совместно с потенциальными инвесторами прорабатываются более 20 проектов регионального уровня в сфере образования, здравоохранения, обращения с твердыми коммунальными отходами, детского оздоровительного отдыха, жилищно-коммунального хозяйства. При этом по 2 проектам направлены официальные частные инициативы о заключении концессионных соглашений с общим объемом инвестиций более 2 млрд рублей.

Деятельность Правительства Калининградской области, направленная на снижение административных барьеров и повышение качества деловой среды, в настоящее время реализуется в рамках применения новых методов и инструментов проектного управления – наряду с Национальным рейтингом инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации ими стали целевые модели регулирования и правоприменения по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата.

Показатели целевых моделей тесно связаны с показателями Национального рейтинга. Стоит отметить, что внедрение целевых моделей не означает лидерство в инвестиционной сфере, а лишь является минимальным требованием для всех регионов. Поэтому мы должны планировать развиваться за рамки моделей.

По состоянию на конец 2018 года с учетом октябрьского ввода данных в автоматизированную информационную систему «Region-ID» общий процент достижения показателей по всем 12 целевым моделям в Калининградской области составил 91% при среднероссийском уровне 89%. При этом указанное значение еще неокончательное. Итоговый ввод данных в систему «Region-ID» запланирован на период с 10 по 30 января 2019 года, после чего будут подведены итоги реализации целевых моделей во всех субъектах Российской Федерации с учетом оценок федеральной и региональной экспертных групп в феврале 2019 года.

Итоги года планируем завершить с достижением 100% результата по 7 целевым моделям. Они представлены Вашему вниманию на слайде. Сюда входят 5 целевых моделей направления «Региональный инвестиционный стандарт», а также целевые модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности» и «Подключение к сетям газораспределения».

Национальный рейтинг и целевые модели – два ключевых инструмента, работающих в связке, для улучшения инвестиционного климата. Это объективно нужные и важные инструменты с применением проектного подхода к управлению изменениями.

В связи с чем обращаюсь, прежде всего, к коллегам – руководителям министерств и ведомств Правительства Калининградской области!

Необходимо понимать бизнес и его проблемы, чтобы реализовать следующий этап - найти возможность диалога с бизнесом на паритетных, равных началах. Добившись этого, мы вполне можем рассчитывать на обратную реакцию бизнеса, который оценит конкретные вещи - предоставление земли, постановку на кадастровый учет, технологические подсоединения к сетям, сокращение сроков по процедурам и прочее. Ведь органы власти создают условия, а бизнес «платит» вложением средств в новые производства, созданием новых рабочих мест, ростом налоговых платежей в бюджеты всех уровней, что положительно влияет на инвестиционный климат в целом.

Несмотря на достаточно неплохое положение Калининградской области в рейтинге, на сегодняшний день у нас есть ряд показателей, по которым регион демонстрирует неудовлетворительные результаты.

Прежде всего, речь идет об эффективности процедур по выдаче разрешений на строительство и эффективности процедур по подключению к электроэнергии.

Для улучшения показателей по данным направлениям в ноябре 2018 года у нас в регионе состоялась сессия Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, по результатам которой сформирован план мероприятий («дорожная карта») в целях улучшения позиций Калининградской области в Национальном рейтинге и достижения показателей, установленных целевыми моделями упрощения процедур ведения бизнеса.

Правительством Калининградской области на постоянной основе проводится значительная работа, направленная на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в регионе.

Так, для субъектов МСП на территории Калининградской области оказываются меры финансовой, нефинансовой и имущественной поддержки.

Нам удалось реализовать так называемую концепцию «единого окна» - создан единый Дом предпринимателя. В центре города собрано максимальное количество институтов поддержки бизнеса, а предпринимателю предоставляется максимальное количество сервисов.

В 2017 году в г. Калининграде начал свою работу первый в регионе многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, ориентированный на поддержку предпринимателей. В МФЦ для бизнеса можно получить свыше 100 услуг. Кроме обращения за получением поддержки, калининградские бизнесмены могут прийти на площадки МФЦ для учебы и работы.

Для удобства и возможности получения комплексной помощи на одной площадке с МФЦ для бизнеса размещен единый Центр поддержки предпринимательства, оказывающий услуги субъектам МСП по 5 ключевым направлениям, в том числе предоставление займов промышленным предприятиям, гарантии и микрозаймы, консультации и обучение, бизнес-миссии и выставки.

Комплекс мер финансовой поддержки реализуется фондом «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области».

Осуществляется предоставление микрозаймов субъектам МСП сумме до 3 млн рублей сроком до 3 лет с процентной ставкой от 1 до 7,5 % годовых.

В 2018 году Фондом согласовано и выдано 48 микрозаймов/льготных микрозаймов субъектам МСП на общую сумму 68,52 млн.руб.

В 2019 году Фондом планируется выдать льготных микрозаймов на общую сумму 65 млн.руб.

Также осуществляется предоставление поручительств по обязательствам субъектов МСП перед финансовыми организациями, вытекающими из кредитных договоров, договоров о предоставлении банковской гарантии, договоров лизинга, договоров займа, иных договоров финансирования сроком не менее 6 мес. в сумме не менее 1 млн рублей.

По итогам 2018 года предоставлено 41 поручительство по обязательствам субъектов МСП на сумму 401,771 млн рублей, благодаря чему были привлечены кредитные средства в размере 927,801 млн рублей.

Выполнение плановых показателей составило 175% (установленный плановый объем предоставления поручительств на 2018 год – 230 млн рублей).

Установленный план по предоставлению поручительств в 2019 году составляет 279 млн рублей.

Предприятиям, развивающим и модернизирующим производство, в регионе предоставляются льготные займы.  Ставки по таким целевым займам составляют 1, 3 и 5 процентов годовых, срок − до 5 лет, объём − от 10 до 100 млн рублей. 

По состоянию на 10.01.2019 года в рамках деятельности по поддержке промышленности (программы ФРП) выдано 4 займа на общую сумму 96 млн. руб., из которых 39,2 млн. руб. были выданы за счет средств федерального бюджета и 56,8 млн. руб. за счет средств областного бюджета.

Профинансированные проекты:

Также в 2018 году получила одобрение экспертного совета Фонда 1 заявка на финансирование проекта ООО «Русские игрушки» - проект по организации промышленного производства миниатюрных коллекционных игрушек из цветных металлов, развивающих навыки конструирования, с использованием метода литья по выплавляемым моделям в Гурьевском районе Калининградской области. Сумма займа 50 млн. руб., в том числе 35 млн. руб. финансирование федерального ФРП, 15 млн. руб. финансирование Калининградского ФРП. Общая сумма инвестиций в проект 110,5 млн. руб.

 Заявки на рассмотрении (финальная стадия):

 Заявки на рассмотрении (подготовка документов):

Также реализуется широкий комплекс мер нефинансовой поддержки – в том числе проведение обучающих мероприятий и консультаций.

Мероприятия Центра посетило 8 775 участников, в том числе 2 421 субъектов малого и среднего предпринимательства и 6 336 физических лиц.

В марте Google и ПАО «Сбербанк России» запустили программу онлайн обучения «Бизнес - класс». ЦПП принял активное участие в продвижении данной образовательной программы. Было привлечено 6 156 участников, в том числе 757 субъектов МСП и 5 399 физических лиц.

Центр поддержки предпринимательства оказывает бесплатные консультации по вопросам финансового планирования, правового обеспечения деятельности, по вопросам маркетингового сопровождения деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства, по вопросам информационного сопровождения деятельности, по вопросам применения трудового законодательства, по вопросам патентных исследований с привлечением высококвалифицированных экспертов ведущих консалтинговых компаний Калининград, а также муниципальных центров поддержки. С марта 2018 г. было оказано 3 205 консультаций, в том числе 2 906 консультаций для субъектов МСП и 299 консультации для физических лиц.

Особое внимание Правительством Калининградской области уделяется вопросам развития экспорта в регионе. В целях реализации поставленных задач для совершенствования экспортного направления на базе Центра поддержки предпринимательства осуществляется деятельность Центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП Калининградской области.

В 2018 году услугами Центра экспорта воспользовалось 459 субъектов МСП. В рамках поддержки экспортно ориентированных предпринимателей и расширения рынков сбыта Центром экспорта организованы и проведены мероприятия, в результате которых заключено 45 экспортных контрактов на общую сумму свыше 1,4 млрд рублей.

Контракты заключены 24 субъектами МСП Калининградской области, 8 из которых вышли на экспортную сделку впервые.

Кроме того, в марте 2017 года у нас открылось региональное представительство Российского экспортного центра, который помогает калининградским экспортерам преодолеть такие трудности, как нехватка информации, недостаточные компетенции для работы на внешних рынках и другие ограничения.

В последние десять лет в Российской Федерации реализуется государственная кластерная политика, которая сфокусирована как на поддержке промышленного развития, так и на стимулировании развития точек инновационного роста в регионах. Калининградская область ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в закреплении за регионом роли лидера в целом ряде направлений - на янтарном рынке, в судостроительной отрасли, автомобилестроении.

Поэтому один из приоритетов региональной инвестиционной политики – это кластерное развитие.

Так, в июне 2018 года в рамках форума янтарной отрасли с Ассоциацией «Кластер янтарной промышленности Калининградской области» мы заключили соглашение о создании янтарного кластера на территории Калининградской области.

Янтарный промышленный кластер Калининградской области объединяет 32 участника, включая Калининградский янтарный комбинат, компании по переработке янтаря, производству ювелирных изделий, учреждения высшего и профессионального образования. На предприятиях кластера занято порядка двух тыс. человек. Общий объем инвестиций до 2023 года оценивается в 2,8 млрд рублей.

В течение 2018 года также велась работа по формированию судостроительного кластера на территории Калининградской области, создание которого предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу.

В ноябре 2018 года создана управляющая компания судостроительного кластера, которая займется вопросами развития кластера, его взаимодействием с органами власти и продвижением интересов калининградских судостроителей в федеральных программах поддержки бизнеса. 

Формализация статуса для таких объединений позволит официально заявляться на субсидии и другие меры государственной поддержки. Например, по линии федерального Минпромторга участники промышленных кластеров могут претендовать на возмещение до 50% затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения.

В планах развития предпринимательства на 2019 год – открытие бизнес-инкубатора на площадке Дома предпринимателя на 70 полностью оборудованных рабочих мест.

Надеемся, что его двери будут открыты для предпринимателей, занимающихся высокими технологиями, уже в январе-феврале текущего года.

Еще одно не менее важное планируемое событие текущего года – открытие центра молодежного инновационного творчества на площадке Института градостроительства и природопользования при БФУ им. И. Канта.

Центр - это уникальная лаборатория технического творчества, очень удобная для изобретателей и специалистов по робототехнике, инженеров, работающих с прототипами, а также дизайнеров, студентов и преподавателей учебных заведений технической направленности.

Центр будет оказывать бесплатные услуги учащимся школ и студентам, а также услуги на коммерческой основе для иных групп населения.

По итогам состоявшегося 27 декабря 2018 года Государственного совета Российской Федерации я назначен руководителем рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Малое и среднее предпринимательство».

В ближайшее время нам предстоит сформировать состав данной рабочей группы, а также утвердить план ее работы. Деятельность рабочей группы будет направлена прежде всего на анализ правоприменительной практики, подготовку предложений, направленных на совершенствование нормативных правовых актов в сфере развития малого и среднего предпринимательства, выявление лучших практик государственного и муниципального управления и их распространение.

В планах на 2019 год у нас также последовательное развитие интернет-торговли.

Электронные торговые площадки – это удобный и доступный сервис для всех видов бизнеса, он позволяет как продавать товары конечным покупателям по моделям В2С или С2С, так и заключать крупные и мелкие оптовые сделки по моделям В2В и В2В2С.

В 2019 году Центр поддержки экспорта Калининградской области планирует реализовать оказание услуг по размещению субъектов малого и среднего предпринимательства на международных электронных площадках.

В 2019 году запланированы к реализации комплексные программы по вовлечению населения в предпринимательскую деятельность в Калининградской области.

Кроме того, планируется разработать механизм развития («выращивания») поставщиков, в том числе субъектов МСП, в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг крупнейших заказчиков (РЖД, ФАКЕЛ), а также реализовать программу «Расширение использования франшиз в секторе МСП».

Одним из базовых элементов инвестиционной политики региона остается парковая политика, направленная на создание оптимальных условий для появления в индустриальных парках новых резидентов, а также создания необходимой инженерной инфраструктуры. Управляющей компанией индустриальных парков «Черняховск» и «Храброво» в нашем регионе является Корпорация развития Калининградской области. В 2018 году основной фокус деятельности Корпорации был направлен на завершение строительных и проектных работ по объектам энергетической и инженерной инфраструктуры указанных индустриальных парков.

Продолжается работа по развитию инженерной инфраструктуры государственных индустриальных парков «Черняховск» и «Храброво».

В 2018 году «Храброво» прошел конкурс на получение дополнительных средств из федерального бюджета на развитие инженерной инфраструктуры в рамках реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

«Храброво» вошел в число 17 индустриальных парков из 13 регионов. В целом на их финансирование, как сообщили в Ассоциации индустриальных парков России, по линии нацпроекта в 2019 году планируется направить 3,7 млрд рублей.

В 2019 году на энерегообеспечение индустриального парка «Храброво» в рамках указанного проекта мы получим финансирование из федерального бюджета в объеме 153,5 млн рублей.

Что касается работы по созданию инженерной инфраструктуры в индустриальном парке «Черняховск», то мы рассчитываем на то, что первые резиденты смогут к ней подключиться уже в 2020 году.

Параллельно с работой по созданию инженерной инфраструктуры в индустриальных парках Корпорацией развития реализуется комплексная программа по привлечению резидентов на территорию индустриальных парков «Храброво» и «Черняховск».

В настоящее время мы можем выделить компании, с которыми уже заключены соглашения о сопровождении проектов в режиме одного окна, заключены договоры о ведении промышленно-производственной деятельности в индустриальном парке, подписаны договоры аренды земельных участков.

 В 2018 году договоры на размещение в индустриальном парке «Храброво» были подписаны с двумя компаниями, реализующими инвестиционные проекты по строительству завода по производству труб из нержавеющей стали (ООО «Балтинокс») и по строительству завода по производству комплексных пищевых добавок для перерабатывающей промышленности (ООО «Феникс»).

Кроме того, в 2019 году стартует областная программа релокации кадров, благодаря которой работодатели смогут компенсировать расходы на переезд и обустройство в Калининградской области нужных специалистов.

Проект рассчитан на привлечение в регион высококвалифицированных кадров. Среди планируемых участников программы релокации – новые резиденты калининградской ОЭЗ: инжиниринговый центр швейцарской компания ABB и один из крупнейших отечественных разработчиков IT-проектов компания «БФТ».

Отдельное внимание уделяется вопросам обеспечения энергетической безопасности региона.

Как вы знаете, накануне Президент РФ В.В. Путин посетил Калининградское подземное хранилище газа и дал старт на ввод в эксплуатацию терминала по приему сжиженного природного газа и плавучей регазификационной платформы.

Проект, реализованный ПАО «Газпром», является альтернативным вариантом газоснабжения региона и направлен на повышение его энергетической безопасности.

Мощность терминала – 2,7 миллиарда кубических метров газа в год – практически в полном объёме покрывает потребности региона, гарантирует надёжный альтернативный вариант его газоснабжения, снижает зависимость от транзитных поставок газа. Не то, что снижает, а сводит их к нулю. Более того, построенный терминал и его инфраструктура в случае необходимости, полностью покрывает все потребности Калининградской области в газе без задействования газопроводов через территорию сопредельных государств.

ПАО «Газпром» осуществляется развитие производственных мощностей Калининградского ПХГ с увеличением оперативного резерва газа к сезону 2025/2026 года до 800,0 млн куб. м. В текущем сезоне отбора газа максимальная суточная производительность ПХГ составляет 12,0 млн куб. м, оперативный резерв – 174,0 млн куб. м.

Также ПАО «Газпром» увеличит поставки трубопроводного газа в Калининградскую область до 3,2 млрд кубометров в год к лету 2019 года с последующим наращиванием поставок до 2025 года, для обеспечения растущих потребностей экономики региона.

За последние годы мы очень много внимания уделяли энергоснабжению, энергобезопасности региона в целом, в том числе и в связи с планами Евросоюза по выходу прибалтийских государств из российского энергетического кольца. Уже сегодня Калининградская область полностью автономна и может решать все задачи в сфере энергетики и употребления не только первичного источника, но и электроэнергии.

Уже введены в действие две электростанции, третья готова к вводу в первом квартале следующего года, и четвертая будет введена в 2020 году. Таким образом, в Калининграде будет создано 970 мегаватт дополнительной мощности. Это полностью обеспечивает растущие потребности региона, в том числе с учетом вновь создаваемых на территории Калининградской области крупных производственных предприятий.

Так, в 2016 году ООО «Варница» начато строительство солезавода в Зеленоградском районе Калининградской области. Для России это производство уникально, поскольку очистка соли происходит безреагентным способом.

Строительство солезавода ведется с применением мер государственной поддержки в рамках программы Минпромторга по субсидированию части затрат на проценты по кредитам, возмещением НДС из бюджета и льготами предприятиям – резидентам особой экономической зоны Калининградской области.

В настоящее время реализация экологического проекта «Утилизация строительного рассола, образующегося при строительстве ПХГ в солях» с производством высококачественной выварочной соли, возвратной обессоленной воды, направляемой в водооборотный цикл на размыв соляного пласта и строительного гипса, находится в завершающей стадии,  ведется подготовка к пусконаладочным работам (ПНР) первого пускового комплекса вакуум выпарных установок мощностью 400 тыс. тонн в год высокочистой соли и 15 тыс. тонн в год соли фармакопейного качества.

Общий бюджет проекта в настоящее время оценивается в сумму 4,2 млрд рублей. Завод обеспечит рабочими местами 163 человека (сейчас на заводе уже занято 32 человека).

Параллельно со строительством завода проводится работа по организации транспортной логистики и сбыта продукции, в результате которых выяснилась высокая заинтересованность европейских потребителей в поставках высококачественной соли. 

В феврале прошлого года с компанией Неманазот мы подписали соглашение о взаимодействии по вопросам строительства завода по производству минеральных удобрений.

Проект общей стоимостью более 47 млрд рублей планируется реализовать на востоке области – в приграничном с Литвой Неманском городском округе. Новый завод позволит организовать глубокую переработку газа и выпуск продукции 5-ого уровня переработки, соответствующей̆ мировым стандартам качества. На новом производстве будет занято не менее 200 человек.

Реализация проекта направлена на повышение производственного потенциала Калининградской области, развитие экспортного направления, увеличение налоговых поступлений. Предприятие обеспечит сельское хозяйство области необходимыми удобрениями, будет способствовать росту морских и железнодорожных перевозок.

С целью развития горно-добывающей отрасли в Калининградской области и превращения ее в мирового лидера по производству бесхлорных минеральных удобрений на основе калия и магния компанией ООО «К-Поташ Сервис» в пос. Нивенское Багратионовского городского округа реализуется масштабный инвестиционный проект по строительству и эксплуатации Нивенского горно-обогатительного комбината по добыче и переработке калийно-магниевых солей. Бюджет проекта оценивается в сумму свыше 23,5 млрд рублей (планируемая численность персонала 1 687 человек).

Реализация такого значимого проекта повысит инвестиционную привлекательность Калининградской области и будет способствовать экономическому росту региона.

К реализации в Гвардейском районе у нас также запланирован инвестиционный проект «Строительство ветутильзавода по утилизации отходов животного происхождения», реализуемый ООО «Речное».                       

Планируемый объем инвестиций по проекту 454,6 млн руб., количество рабочих мест - 33. Проект одобрен на заседании инвестиционного совета в декабре 2016 года.

Финансировать проектирование и строительство завода будет компания «УК РБПИ Групп».

Организация переработки биологических отходов в специализированном заводе позволит не только снизить экологическую нагрузку в регионе, но и дополнительно получить сухие корма животного происхождения, богатые протеином и необходимые для нужд животноводства. 

Отмечу, что в 2018 году в Калининградской области также дан старт реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов.

Так, в регионе совместно с Минтрансом России положено начало реализации проекта строительства международного круизного терминала в г. Пионерском стоимостью порядка 8,2 млрд рублей. Терминал сможет принимать и круизные лайнеры, и грузопассажирские паромы. Планируется обеспечение в год пассажирооборота не менее, чем в 250 тысяч человек, и грузооборота в 80 тысяч грузовых единиц.

Реализуется план обеспечения транспортной доступности Калининградской области, которым предусмотрено строительство двух паромов для линии Балтийск-Усть-Луга, стоимостью каждого более 5 млрд рублей.

На выполнение работ по проектированию и строительству одного автомобильно-железнодорожного парома нового поколения уже заключен контракт на выполнение работ стоимостью 5,1 млрд рублей. Срок завершения строительства – ноябрь 2020 года.

В части строительства второго парома за счет средств федерального бюджета в настоящее время готовится нормативная база, плановый срок завершения строительства парома до 2021 года.

В 2018 году завершено строительство 1 и 2 подэтапов 1 этапа строительства Северного обхода и 1 этапа строительства Восточной эстакады общей стоимостью 11,1 млрд рублей.

На 2019 год запланировано завершение строительства 3 и 4 подэтапа 1 этапа строительства Северного обхода, стоимость инвестиций по указанному проекту составляет 10,3 млрд рублей.

В 2018 году завершена реконструкция международного аэропорта «Храброво». В рамках указанного проекта были реконструированы аэродромные объекты и здание самого аэровокзального комплекса. Общая стоимость проекта составила порядка 8,5 млрд рублей.

Сегодня мы вплотную подошли к реализации сразу нескольких крупных проектов в аграрном секторе Калининградской области.

В 2019 году Группой компаний «Залесское молоко» совместно с немецкими партнерами – компаниями MASTERRIND и RBB в Полесском районе Калининградской области (пос. Ближнее) запланирован к реализации уникальный инвестиционный проект по строительству первого в России селекционно-генетического центра в молочном скотоводстве, в результате которого в качестве товара будет выступать генетическая племенная продукция. Общая стоимость проекта оценивается в 629 млн рублей. Уверен, что строительство такого центра с использованием современных научно-обоснованных методов и технологий заложит основу для нового витка развития молочной отрасли

Компания «Мираторг» - крупнейший вертикально-интегрированный агрохолдинг в России подтверждает свои намерения по открытию новых ферм и созданию новых рабочих мест в сельских районах, дальнейшему улучшению качества сельхозугодий, развитию новых производственных направлений в части выпуска замороженных полуфабрикатов и готовых блюд, а также развития новых направлений переработки.

Более 2 млрд рублей «Мираторг» вложит в завершение строительства животноводческого комплекса в Калининградской области, в 2019 году планируется запуск 2 новых ферм для увеличения поголовья мясного КРС до 100 тысяч голов в среднесрочной перспективе.

Две площадки мощностью 5 000 голов маточного поголовья будет запущено в Неманском и Черняховском районах.

В Озёрском, Неманском и Черняховском районах Калининградской области уже работают 11 высокотехнологичных ферм «Мираторга» с совокупным поголовьем 65 тысяч животных.

Уверен, что новые объекты позволят вывести животноводческий комплекс на проектную мощность, что укрепит лидерские позиции региона по численности маточного поголовья мясного КРС. Фермы обеспечат рабочие места со стабильной и достойной заработной платой для порядка 80 жителей сельских районов и дополнительные налоговые выплаты в местные бюджеты.

Кроме того, на территории Калининградской области в текущем году начинается строительство объектов в рамках реализации Фондом проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» инвестиционного проекта по строительству музейного и театрально-образовательного комплексов на острове Октябрьский Калининградской области. Проектом предусмотрено строительство театра оперы и балета. Хореографической академии, школы музыкального и театрального искусств, музейного комплекса. Общая стоимость инвестиций по проекту оценивается в сумму свыше 27 млрд рублей.

Планируем, что объекты инвестиционного проекта будут поэтапно вводиться в период с 2021 по 2023 год.

Уверен, что реализация таких значимых проектов в нашем регионе будет способствовать росту его инвестиционной привлекательности.

Как вы знаете, Правительством Калининградской области в настоящее время ведется проработка концепции проекта «Музейный квартал» в Калининграде.

«Музейный квартал» в Калининграде – это новое культурно-туристическое пространство площадью более 600 гектаров, которое объединит ведущие музейные учреждения и туристические достопримечательности исторической части города, связав их туристическими маршрутами.

В рамках «Музейного квартала» запланировано создание и реновация порядка 10 музеев, 10 гостиниц, 20 ресторанов и кафе, 3 новых пешеходных мостов и более 7 км благоустроенных набережных. Символический центр проекта – остров Иммануила Канта.

В качестве основных объектов проекта можно выделить Калининградский музей изобразительных искусств, комплекс «Планета Океан» на набережной исторического флота Музея Мирового океана, а также театрально-образовательный и музейный комплексы, о котором я уже говорил ранее, которые будут возведены на острове Октябрьский в районе стадиона «Калининград». Инвестиционный портфель проекта, включая внебюджетные фонды, составляет более 25 миллиардов рублей (без учета стоимости создания театрально-образовательного и музейного комплексов).

Уверен, что реализация проекта создаст совершенно другое восприятие города и сделает нас заметными на международном уровне.

Кроме того, прошу уважаемых коллег – калининградских предпринимателей также активно включаться в реализацию крупномасштабного инвестиционного проекта по созданию «Музейного квартала». Планируем, что в феврале текущего года у нас состоится конструктивный диалог с региональным бизнесом в рамках совместной проработки вопроса о реализации данного проекта.

В настоящее время Правительством Калининградской области генерируются идеи по реализации ряда крупных инфраструктурных проектов на территории Калининградской области.

Среди них - «Сухой порт». Суть его в том, чтобы создать в районе Черняховска мощный транспортно-логистический центр, который бы стал частью «Нового шелкового пути», обеспечивал распределение и дальнейший транзит грузов, идущих из Китая в страны ЕС. В конце 2017 года этот проект получил поддержку Внешэкономбанка. Готовы подключиться к проекту калининградская группа компаний – частный инвестор, проявляет интерес калининградская железная дорога.

Реализацию проекта планируется осуществить на территории ИП «Черняховск», общая площадь которого составляет 1146 га. Площадь Сухого порта составит 300 га. Общий объем инвестиций по проекту оценивается в сумму 15,7 млрд рублей (без учета затрат на строительство подъездной дороги к индустриальному парку «Черняховск»).

Учитывая географическое положение и масштабы планируемого инвестиционного проекта, Сухой порт сможет стать удобным и востребованным транспортно-логистическим центром.

Реализация проекта повлечет за собой не создание продукции, а развитие рынка услуг в сфере транспорта и логистики. Проектом предполагается осуществлять перегрузку 200 000 TEU ежегодно, а также оказывать различные виды услуг.

Также прорабатывается возможность реализации инвестиционного проекта по строительству глубоководного морского порта в пос. Янтарный Калининградской области.

Проект предполагает строительство глубоководного порта на западном побережье Балтийского моря южнее пос. Янтарный. В состав порта войдут: контейнерный терминал мощностью 35 млн. тонн, терминал наливных грузов мощностью 4,9 млн. тонн, терминал накатных грузов мощностью 2 млн. тонн, терминал генеральных грузов мощностью 6,1 млн. тонн – совокупная мощность порта составит около 48 млн тонн.

Бюджет проекта оценивается в сумму 180 млрд рублей (без учета затрат на строительство моста).

Реализация проекта строительства второй очереди острова «Октябрьский» предполагается на территории острова Октябрьский, расположенного в центральной части города Калининграда. Участок проектирования - остров Октябрьский от Второго эстакадного моста до канала между рукавами Преголи возле Берлинского моста. Территория участка проектирования поделена на два участка: А и Б. Участок Б (площадью 206 Га) рассматривается как продолжение участка А (строительство первой очереди острова Октябрьский площадью 179 Га).

В рамках реализации проекта предполагается строительство жилой недвижимости в объеме 1 232 000 м2 и коммерческой недвижимости в объеме 43 800 м2, а также создание социальной инфраструктуры в объеме 137 600 м2. Общий бюджет проекта оценивается в 78,1 млрд рублей.

Проект «Создание цифровизированной инновационной и индустриальной территорий развития Калининградской области» разработан в целях увеличения численности населения, повышения уровня жизни с ориентиром на сопредельные европейские страны и снижение зависимости от ввоза комплектующих. Также ожидаем, что реализация проекта содействует увеличению продолжительности жизни до более 80 лет ранее 2030 года.

Проект предусматривает параллельное развитие на одной территории 3 взаимодополняющих сегментов: инновационного научно-технологического центра (технологической долины, сконцентрированной на здоровьесбережении, отдельных пищевых и производственных технологиях), индустриальной зоны (с размещением производства автомобилей со сваркой и окраской мощностью 150 тыс. штук в год, автокомпонентов и иных производств) и «умного» города повышенной комфортности для 30 тыс. жителей.

Общая стоимость проекта – 250 млрд рублей. В результате реализации проекта будет создано 25 тыс. новых рабочих мест. Срок реализации проекта оценивается в 15 лет.

Проект в целом поддержан Минфином России, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, РФПИ, РСПП и ВЭБом.

В продолжение темы развития туристического потенциала Калининградской области планируем к реализации проект восстановления замка «Тапиау» в г. Гвардейске - единственного в области целиком сохранившегося средневекового замка, являющегося объектом культурного наследия федерального значения.

При поддержке Президента Российской Федерации В.В. Путина в настоящее время с Минюстом России проработан вопрос перемещения осужденных из федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области с последующей передачей высвобожденного имущественного комплекса «Замок Тапиау» с земельным участком, который является объектом культурного наследия федерального значения, в государственную собственность Калининградской области.

Принимая во внимание уникальноcть Замка и его расположение на месте слияния рек Преголя и Дейма, Правительство Калининградской области заинтересовано в его восстановлении и использовании как туристического объекта – составной части международного водного маршрута Е-70, который начинается в Роттердаме (Нидерланды) и проходит  через Ганновер, Берлин, Гожув-Велькопольский, Мальборк, Эльблонг, Фромборк, Калининградскую область (из Балтийского моря по Вислинскому заливу, рекам Преголе, Дейме и Неман) и завершается в Клайпеде. Бюджет проекта оценивается в сумму 2,1 млрд рублей.

Пожалуй, каждый предприниматель, инвестор не понаслышке знает, что рождение каждого нового проекта - процесс весьма трудоемкий. Нужна большая подготовительная работа - разработать план, подобрать участок, оформить документы, получить согласования в различных инстанциях. Все это -  серьезные затраты сил, времени и денег. К счастью, сегодня государство ведет серьезную работу, чтобы сделать этот процесс легче и быстрее и тем самым усилить поддержку бизнеса. Речь идет о принципе «одного окна». В нашем регионе в роли «одного окна» для инвесторов выступает Корпорация развития Калининградской области, выполняющая функции специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

Немаловажную роль в работе с инвесторами выполняет Представительство Правительства Калининградской области в г. Москве.

С сентября 2018 года по инициативе Представительства начал реализовываться проект «Инвестиционный уполномоченный», призванный повысить уровень кооперации между Калининградской областью и другими субъектами Российской Федерации, а также способствовать повышению информированности бизнеса об инвестиционном потенциале Калининградской области.

В планах работы Представительства на 2019 год – последующая активизация работы в части организации и проведения бизнес-миссий представителей Калининградской области в иностранных государствах, реализация функций аналитического центра с целью сбора и обобщения сведений о тенденциях инвестиционной активности, мерах и механизмах, применяемых с этой целью, и их эффективности.

Правительство Калининградской области является традиционным участников крупнейших международных и российских инвестиционных событий.

В 2018 году делегация региона приняла участие в XXII Петербургском международном экономическом форуме – уникальном событии в мире экономики и бизнеса, которое проходит под патронатом и при участии Президента Российской Федерации. В этот раз Калининградская область приняла участие не только в дискуссионной программе ПМЭФ, но также был организован стенд на площадке выставочного центра.

По результатам участия в форуме проведен ряд важных деловых встреч, заключено свыше 20 соглашений, предусматривающих намерения по реализации крупных инвестиционных проектов на территории Калининградской области.

Так, например, в рамках форума было подписано соглашение между Правительством области и швейцарской компанией ABB, предусматривающее создание инжинирингового центра на территории Калининградской области. А в октябре 2018 года в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области уже включено ООО «АББ Операционный Центр» с инвестиционным проектом «Создание операционно-инжинирингового центра компании АББ» с заявленным объемом инвестиций, значительно превышающем минимальный порог инвестиций в 1 млн рублей для компаний, реализующих ИТ-проекты в нашем регионе.

Специалисты центра будут работать над проектами в системном бизнесе не только для российского, но и европейского и других рынков в металлургической, горнодобывающей, морской, нефтехимической и целлюлозно-бумажной отраслях промышленности.

Кроме того, еще одно соглашение, заключенное на Петербургском экономическом форуме, воплощается в жизнь. Новый инвестиционный проект в агропромышленном секторе региона реализует один из лидеров молочной отрасли – группа компаний «Залесское молоко».

Новый животноводческий комплекс рассчитан на 3 600 голов дойного стада. Объем производства молока здесь будет достигать около 30 тысяч тонн в год. Финансовую поддержку крупному инвестпроекту оказало                                     АО «Россельхозбанк». Вложения банка составят 3 миллиарда рублей и будут предоставлены по программе льготного кредитования.

Уважаемые члены совета, коллеги!

Сегодня я обозначил результаты нашей деятельности, а также основные приоритеты и задачи на 2019 год.

Наш главный ключ к успеху – повышение качества управления инвестиционным процессом. Калининградская область – это уникальный регион с возможностью развития многих отраслей экономики.

Хочу поблагодарить предпринимателей, представителей деловых сообществ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, научных и общественных объединений, членов региональной экспертной группы по мониторингу и контролю за ходом внедрения в регионе целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, а также общественного представителя АСИ в Калининградской области Марину Николаевну Фицак за сотрудничество, помощь в реализации важнейших направлений нашей совместной деятельности. Нам нужно сохранять единый командный проектный подход. Только так мы сможем добиться успеха. Убежден, что, объединяя усилия, мы сумеем улучшить деловой и предпринимательский климат в Калининградской области.

 Благодарю за внимание!



Уважаемые коллеги!

Одним из главных стратегических направлений является совершенствование инвестиционной политики и привлечение инвестиций в регион, поскольку именно они являются главным индикатором состояния нашей экономики.

Инвестиционная политика региона, которую мы сейчас реализуем, основана на следующих ключевых принципах: развитие инфраструктуры и снятие инфраструктурных ограничений, максимизация налоговых льгот и преференций, а также доступное регулирование бизнеса, что, прежде всего, должно выражаться в устранении излишних административных барьеров.

И мы уже многое сделали для того, чтобы улучшить для бизнеса условия хозяйствования.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 5 декабря подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области». Ранее, 27 ноября, глава государства утвердил внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс.

Еще раз коротко напомню, что это за изменения:

  • срок действия режима ОЭЗ продлен до 31 декабря 2045 года;

  • территория Особой экономической зоны расширена на примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации;

  • страховые взносы для новых резидентов ОЭЗ снижены до 7,6% в части новых рабочих мест;

  • для отдельных категорий импортных транспортных средств отменяется утилизационный сбор, это серьёзно поможет нашим сельхозтоваропроизводителям и строителям;

  • вводится механизм бесплатных электронных виз для иностранцев на 8 дней;

  • срок действия льготы по налогу на прибыль организации начинает исчисляться с момента получения первой прибыли резидентом;

  • минимальный порог инвестиций для резидентов ОЭЗ в отрасли медицины и фармакологии снижен до 10 миллионов рублей, в ИТ-сфере – до 1 миллиона.

Кроме этого, мы вместе с вами, депутатами, оперативно приняли региональный закон, закрепивший широкий перечень видов деятельности, при осуществлении которых налогоплательщики освобождаются от уплаты налога на движимое имущество. Таким образом, мы своё обещание, данное региональному бизнесу, выполнили.

В целом, я могу сказать, что это лучшие условия в России. При этом мы не останавливаем нашу работу по подготовке предложений по улучшению дальнейшего инвестиционного режима ОЭЗ. Мы должны быть впереди, и лучшие практики должны применяться именно в Калининградской области.

Но создав такие условия, мы ожидаем от бизнес-сообщества прозрачного ведения бизнеса и добросовестной уплаты налогов.

Благоприятный инвестиционный климат в значительной степени характеризуется качеством государственных процедур: от скорости регистрации предприятия и легкости подключения к электрическим сетям до получения разрешений на строительство и развития конкуренции.

Результаты работы в рамках исполнения требований регионального инвестиционного стандарта уже нашли отражение в показателях Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов России. В 2017 году мы поднялись на 32 пункта и заняли 39 строчку в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов, в первую очередь, за счет повышения эффективности работы организационных механизмов поддержки бизнеса и эффективности институтов, которые обеспечивают защищенность бизнеса.

В 2017 году мы приступили к реализации 12 целевых моделей регулирования и правоприменения по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата.

Целевые модели затронули такие чувствительные направления как: получение разрешения на строительство, регистрация права собственности, постановка на кадастровый учет, поддержка малого и среднего предпринимательства и так далее.

Уже сегодня в рамках реализации дорожных карт по внедрению в регионе целевых моделей можно отметить следующие результаты: сокращены сроки выдачи разрешений на строительство до 7 дней; сокращены сроки утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с 45 до 18 дней; сокращены сроки подготовки межевого и технического планов, акта обследования с 60 до 15 дней.

Также практически завершена работа по реализации дорожных карт направления «Региональный инвестиционный стандарт», предусматривающих совершенствование региональной нормативной правовой базы в области защиты прав инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности.

Большое внимание будет сосредоточено на реформировании системы государственного управления и дальнейшем совершенствовании механизмов контрольно-надзорной деятельности, а также реализации программы «Цифровая экономика».

В качестве основных направлений развития на ближайшие три года можно выделить:

  • повышение качества и доступности предоставляемых населению и бизнесу государственных услуг;

  • упрощение процедур и сокращение сроков их предоставления;

  • возможность получить услугу, не выходя из дома;

  • снижение затрат граждан и бизнеса, связанных с получением государственных и муниципальных услуг;

  • возможность сбора своевременной статистической информации о социальной и экономической обстановке и оперативное реагирование на какие-то отклонения;

  • и в целом, нам необходимо качественное повышение эффективности работы госорганов.

Полагая, что задан инновационный вектор развития страны с учетом масштабных планов развития цифровой экономики, мы понимаем, что особую роль в реализации инвестиционной политики играет подготовка квалифицированных кадров. Подробно это уже было описано в блоке про нашу систему образования. Но правительство региона также заинтересовано в привлечении необходимых уже сейчас экономике квалифицированных специалистов. Мы разработали несколько кадровых программ, в том числе ипотечных, именно для тех специалистов, которых нам сейчас не хватает: врачи, специалисты IT-отрасли. Список таких профессий будет уточняться каждый год. Мы готовы компенсировать затраты, связанные с переездом в Калининградскую область, бизнесу в том числе, способствуя, таким образом, более активной, я бы сказал, проактивной миграционной политике.

Еще одним из важнейших направлений инвестиционной политики является развитие производств и повышение конкурентоспособности Калининградской области не только среди регионов России, но и в макрорегионе Балтики.

Необходимо последовательно снижать зависимость региональной промышленности только от крупных предприятий. Рецепты повышения экономической устойчивости региона – в росте числа новых предприятий, диверсификации производства и стимулировании выпуска новых видов конкурентоспособной продукции. И здесь важно выстроить четкую стратегию инновационного развития промышленности. Министерство по промышленно политике проект такого документа уже подготовило. Мы сейчас будем обсуждать его, в том числе на площадке областной Думы.

Считаю, что большое значение в будущем промышленности играет развитие наших индустриальных парков. Задача региональной власти – максимально задействовать потенциал этих парков для привлечения инвестиций в обрабатывающие производства.

Для этого в ближайшие годы мы завершим строительство индустриальных парков «Храброво» и «Черняховск» и приступим к строительству следующих очередей в этих парках; предоставим инфраструктуру и заключим соответствующие инвестсоглашения.

К индустриальному парку «Храброво» уже подведена вся внешняя инфраструктура – газ, водопровод и канализация. Готова электрическая подстанция на 39 мегаватт. Сейчас есть возможность уже начинать строительство заводов на этой территории. Весь объем мощностей у нас заработает в первом квартале 2018 года.

В этом году соглашения о ведении промышленной деятельности на территории индустриального парка уже заключены с тремя компаниями. По планам Корпорации развития области еще два подобных соглашения мы заключим до конца года.

В индустриальном парке «Черняховск» на сегодняшний день часть инфраструктуры уже подведена, часть строится. В следующем году там начнется строительство электрической подстанции, которое закончится в 2019 году.

Ожидаем, что индустриальный парк в Черняховске будет готов принять первых инвесторов к концу 2019 года.

В приоритете – внедрение высоких технологий и инновационных решений, увеличение глубины переработки в промышленности. Данные задачи возложены на Фонд развития промышленности, который после преобразований в новый формат продолжит поддерживать такие проекты.

Для развития экспортного потенциал в марте текущего года у нас открылся постоянный офис-представительство Российского экспортного центра. Полагаем, что РЭЦ уже помогает калининградским экспортерам преодолеть трудности выхода на внешние рынки и нехватки информации, недостаточности компетенции для работы на внешних рынках.

Развитие малого и среднего предпринимательства — еще один важный приоритет экономической политики Калининградской области. В следующие пять лет именно малый и средний бизнес должен стать локомотивом калининградской экономики и главным источником новых рабочих мест.

Не позднее первого квартала 2018 года поручаю организовать работу единого Центра поддержки предпринимательства. Указанная структура должна объединить под одной крышей все региональные институты поддержки малого и среднего бизнеса и промышленности.

Финансирование данной организации должно осуществляться с привлечением средств федерального бюджета и федеральных институтов поддержки малого и среднего бизнеса и промышленности.

С полным текстом послания «Об основных направлениях деятельности Губернатора и Правительства Калининградской области в 2018-2022 годах» можно ознакомиться на сайте Правительства Калининградской области

.



buttons buttons