Государственно-частное партнерство

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

В рейтинге регионов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства 2016-2017 годов Калининградская область заняла 28 место среди 85 субъектов (38 место в рейтинге 2015-2016 годов) и четвёртое – в Северо-Западном федеральном округе (6 место в предыдущем рейтинге), заметно улучшив позиции с 2013 года (62 место). Показатель «Уровень развития ГЧП», рассчитываемый при составлении рейтинга Национальным Центром ГЧП, также является составной частью Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, формируемого Агентством стратегических инициатив.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

Нормативное определение государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства содержится в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 3): это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.

Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта. 

Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса. Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.

1. Концессионная модель, предусматривающая право государственной (муниципальной) собственности на объект соглашения (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о КС).

2. Модель ГЧП, при которой объект соглашения будет находится в частной собственности при условии соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ГЧП).

Закон о КС и Закон о ГЧП. Ключевые отличия.

КС

СГЧП

Право собственности

всегда сохраняется за публичной стороной (концедентом)

возникает у частного партнера

Осуществление эксплуатации

всегда возлагается на концессионера

может быть возложено  на публичного партнера


Раздел 1. База знаний ГЧП

Раздел 2. Информация о проектах ГЧП

В Калининградской области реализуются 15 ГЧП-проектов в форме концессионных соглашений со сроками реализации от 20 до 30 лет и общим объемом инвестиций в создание или реконструкцию объектов  соглашений 1,39 млрд рублей.

Концедентами по концессионным соглашениям выступают органы местного самоуправления 9 муниципальных образований Калининградской области, а также Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области (по проекту регионального уровня).

 Кроме сферы ЖКХ (строительство и реконструкция котельных, тепловых сетей), реализуются 1 муниципальный проект в сфере образования – негосударственным образовательным учреждением «Альбертина» было реконструировано под частный детский сад муниципальное имущество в г. Калининграде, который с 2014 года принимает детей также из общегородской очереди. Также в эксплуатационной фазе находятся 3 небольших проекта в сфере социально-бытового обслуживания населения (реконструкции муниципальных бань).

Раздел 3. Меры государственной поддержки ГЧП

Действие режима особой экономической зоны распространяется на всю территорию Калининградской области и предусматривает специальный статус резидента ОЭЗ – юридического лица, включенного в единый реестр резидентов и осуществляющего инвестиционный проект в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Резидент ОЭЗ может реализовать инвестиционный проект в том числе в отношении инфраструктурных объектов в рамках концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, используя уникальные для Российской Федерации преимущества режима ОЭЗ в Калининградской области, включая: