Государственно-частное партнерство

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

В рейтинге регионов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2019 год, сформированном Минэкономразвития России, Калининградская область заняла 24 место среди 85 субъектов, улучшив свои позиции на 13 пунктов по сравнению с предыдущим годом, и второе – в Северо-Западном федеральном округе. Для сравнения, в 2013 году регион был на 62 месте в общероссийском рейтинге. Показатель «Уровень развития ГЧП», рассчитываемый при составлении рейтинга Минэкономразвития России совместно с Национальным Центром ГЧП и независимыми экспертными организациями, также является составной частью Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, формируемого Агентством стратегических инициатив. За последние годы регион существенно поднялся и в этом рейтинге.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц.
Данные отношения строятся на соглашении о государственно-
частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении
(КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

Нормативное определение государственно-частного партнерства, 
муниципально-частного партнерства содержится в Федеральном 
законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном 
партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской 
Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные 
акты Российской Федерации» (ст. 3): 
это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.

Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта. 

Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса. Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.

Основные модели ГЧП:
1. Концессионная модель, предусматривающая право государственной (муниципальной) собственности на объект соглашения (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о КС).
2. Модель ГЧП, при которой объект соглашения будет находится в частной собственности при условии соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ГЧП).
Закон о КС и Закон о ГЧП. Ключевые отличия.
  • По КС концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) данного имущества, которое предоставляется ему для этой цели во владение и пользование на определенный соглашением срок.

  • В 2015 г. был принят закон о ГЧП, который позволил использовать новые, эффективные и сбалансированные модели ГЧП в российской практике. ключевой элемент его правового регулирования – это СГЧП.

  • Предусмотренная законом о ГЧП новелла – возможность возникновения частной собственности на публичную инфраструктуру. при этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.

  • В интересах инвесторов законом о ГЧП и законом о КС предусмотрен механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. в случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т. д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.

Ключевые отличия
КС
СГЧП
Право собственности
всегда сохраняется за публичной стороной (концедентом)
возникает у частного партнера
Осуществление эксплуатации
всегда возлагается на концессионера
может быть возложено на публичного партнера
База знаний ГЧП
Информация о проектах ГЧП
В Калининградской области реализуются 17 ГЧП-проектов в форме концессионных соглашений со сроками реализации от 17 до 30 лет и общим объемом инвестиций в создание или реконструкцию объектов более 39 млрд рублей. От имени концедентов по концессионным соглашениям выступают органы местного самоуправления 9 муниципальных образований Калининградской области, по проектам регионального уровня - Правительство Калининградской области, Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области, Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, Министерство социальной политики Калининградской области.

В Калининградской области реализуются следующие проекты регионального уровня:
сфера планируемый объем инвестиций на стадии создания/реконструкции концессионер дата соглашения срок реализации текущая стадия
жкх (теплоснабжение) 31 900,00 тыс. руб. ооо «спецгазавтоматика»

27.07.2016 20 лет эксплуатация
транспорт (автодорожная инфраструктура) 35 185 241,74 тыс. руб. с учетом ндс в ценах 4 кв. 2018 года ооо «десятая концессионная компания» 07.06.2019 28 лет и 3 мес.
проектирование
обращение с твердыми коммунальными отходами 2 289 520,00 тыс. руб. без учета ндс по состоянию на первый кв. 2019 года ооо «сибинвестстрой» 13.12.2019 25 лет проектирование
Культура и отдых 139 982,00 тыс. руб. с учетом НДС в ценах соответствующих лет ООО «БалтОрганика» 27.04.2020 17 лет и 5 мес. проектирование

Объекты, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений

Объекты регионального уровня:
Объекты муниципального уровня:
Меры государственной поддержки ГЧП
В целях поддержки реализации проектов регионального уровня (концедент в которых – Калининградская область) , предусмотрен льготный коэффициент (равный 0,005) для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области и необходимые для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, соглашением о ГЧП, на первые три года со дня заключения договора аренды земельного участка. Данная мера поддержки реализуется в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, установленного постановлением Правительства Калининградской области от 15.05.2012 № 336 (ред. от 08.02.2019). Кроме того, потенциальным инвестором может быть рассмотрена возможность использования режима особой экономической зоны (ОЭЗ), которая распространяется на всю территорию Калининградской области и предусматривает специальный статус резидента ОЭЗ – юридического лица, включенного в единый реестр резидентов и осуществляющего инвестиционный проект в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В таком случае проекту могут быть предоставлены уникальные для Российской Федерации преимущества режима ОЭЗ в Калининградской области, включая:
  • льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество (0% в течение первых 6 лет реализации проекта, с 7 по 12 годы реализации проекта - 10% налог на прибыль, 1,1% налог на имущество)
  • пониженные социальные взносы (7,6% вместо общероссийских 30%) на фонд оплаты труда
  • сокращенные сроки проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (45 дней) и государственной экологической экспертизы (60 дней)
  • упрощенный порядок оформления российских виз для граждан иностранных государств – представителей резидента
Конкурсы, предложения потенциальных инвесторов
Контакты
ФИО Должность Телефон Адрес эл. почты
Михалевич
Ирина
Валерьевна
начальник отдела государственно - частного партнерства департамента инвестиционной политики Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области 8 (4012) 599-465 i.mikhalevich@gov39.ru