Что такое особая экономическая зона?

Особая экономическая зона, или ОЭЗ - это регион государства, на котором действуют особый юридический статус и льготные условия для ведения предпринимательской деятельности как национальных, так и для иностранных инвесторов.

Типы особых экономических зон

На территории Российской Федерации принята такая классификация особых экономических зон: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные. Именно о последнем типе особых экономических зон пойдет речь в этой статье.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны

Туристско-рекреационные зоны, или ТРЗ - это один из типов особых экономических зон.

Как можно понять из названия, туристско-рекреационные зоны располагаются в тех регионах России, где есть наибольший потенциал для привлечения туристов.

Цель создания таких зон - развитие и эффективное использование туристических зон РФ.

Основы развития туристических ОЭЗ

Для того, чтобы туристические зоны развивались и работали нужно учитывать некоторые аспекты, которые являются основой развития такого типа особых экономических зон.

Должное финансирование как со стороны государства, так и со стороны инвесторов. Мировая практика показывает, что этот инструмент имеет большую эффективность для развития туристско-рекреационных зон. Используя такой подход уровень туризма в туристические зоны Российской Федерации могут “поднять” эту отрасль. А значит, и обеспечить увеличение объема доходов от оказания туристических услуг как в бюджет особой экономической зоны, так и в бюджет государства.

Во-вторых - это качество и количество кадров сферы обслуживания. Если говорить о туризме, то здесь очень важно учитывать навыки и умения обслуживающего персонала. Для повышения качества оказания услуг нужны именно квалифицированные кадры, которых зачастую не хватает. Чтобы это исправить, резиденты, имеющие в своем подчинении обслуживающий персонал должны следить за профессиональностью своих кадров и повышать их квалификацию когда это требуется.

Развитая инфраструктура. Это фактор также является основой развития и качественной работы ТРЗ. Обычно развитием инфраструктуры занимается государство, что дает резиденту возможность прийти на “готовое” и начинать свое дело.

Сохранение и реставрация исторически значимых сооружений. Для привлечения туристического потока в ТРЗ, она должна быть обеспечена памятниками культуры, историческими сооружениями и другим культурно-историческим наследием.

Проблемы туристско-рекреационных особых экономических зон

Наряду с большой перспективностью зон данного типа, приходится столкнуться и с некоторыми проблемами, которые сдерживают развитие этих особых экономических зон.

  1. Медленное развитие транспортной инфраструктуры. Привлечение вкладчиков зависит от транспортной доступности ОЭЗ.
  2. Недостаток квалифицированных специалистов. Это касается как сферы обслуживания, так и специалистов, которые имеют знания в сфере экологии и социально-экономических проблем ОЭЗ.
  3. Недостаточное финансирования. Мировые кризисы сказываются и на финансировании особых экономических зон, что замедляет их развитие.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны России

На сегодняшний день на территории Российской Федерации функционирует 6 особых экономических зон туристско-рекреационного типа:

  • в Ставропольском крае;
  • в Краснодарском крае;
  • в Иркутской области;
  • в Республике Алтай;
  • в Республике Бурятия;
  • в Алтайском крае.

Резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ

Резидентами особой экономической зоны данного типа может стать коммерческая организация, или же предприниматель, после занесения их в Единый реестр резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Для ведения своей деятельности на территории ОЭЗ, резидент должен получить разрешение на ведение соответствующей деятельности от органов управления ОЭЗ.

Резидент может вести только ту деятельность на территории особой экономической зоны соответствующего типа, на которую получил разрешение и которая соответствует данному типу ОЭЗ.

Льготы для резидентов туристических ОЭЗ

Как и на территории других особых экономических зон, для привлечения инвесторов государство обещает ряд преференций для них.

  1. Налог на прибыль. Налог составляет 0% от прибыли действующего предприятия. Такая ставка остается 6 налоговых периодов. Первым периодом считается тот, когда предприниматель получает первую прибыль от своего предприятия. Последующие 6 налоговых периодов налог на прибыль составит половину от ставки, установленной государством.
  2. Налог на имущество действующего предприятия. 6 лет, начиная с года регистрации резидента в особой экономической зоне налог на имущество равен 0. С 7-го года после регистрации резидент будет выплачивать налог на имущество половину от ставки налога, установленной законодательством.
  3. Уменьшение тарифа страховых взносов. Вместо тарифа 30%, установленного законодательством, для резидентов ОЭЗ установлен тариф в 7.6%.
  4. Земельный налог. Резиденты ОЭЗ не уплачивают данный налог 5 лет с момента получения резидентом права собственности на данный участок. Эта применяется только для земельных участков, которые расположены на территории ОЭЗ.
  5. Гарантии. Для резидентов особых экономических зон предусмотрены гарантии:
    • арендная плата за земельный участок, который арендуется для предприятия, не может измениться до конца срока аренды;
    • в отношении резидента и его действующего предприятия не могут применяться меры по увеличению налоговой нагрузки.

Гарантии служат для того, чтобы независимо от изменений в налоговом кодексе Российской Федерации, увеличение, или любое изменение налоговых ставок не повлияют на уплату этих налогов резидентами ОЭЗ.

Вывод: туристско-рекреационные особые экономические зоны - это перспективная отрасль, которая может привлечь большие финансовые поступления как в бюджет ОЭЗ, так и в бюджет государства. Вместе с перспективами в особых экономических зонах данного типа просматриваются и некоторые сложности и проблемы, которые в некотором смысле ограничивают развитие ТРЗ.

Эти проблемы могут быть решены совместным сотрудничеством государства и резидентов ОЭЗ. Общими силами обеих структур можно повысить рентабельность и спрос на туристические зоны Российской Федерации. Успех такой практики показывают нам многочисленные примеры других стран, где доля от туристических зон составляет десятую часть от бюджета государства.

Для этого нужно привлекать грамотных кадров как в сферу обслуживания, так и кадров в сфере экологии, экономики и т.д.

Так как привлечение вкладчиков выгодно государству, для резидентов особых экономических зон туристско-рекреационного типа созданы налоговые и таможенные привилегии. Это действительно стимулирует инвесторов, об этом говорит Единый реестр резидентов особых экономических зон, согласно которому количество резидентов в особых экономических зонах с каждым годом растет.