Создание свободной экономической зоны

Свободные экономические зоны - это четко обозначенные территории в пределах государства, на которых осуществляется льготный режим предпринимательской деятельности.

Цели создания свободных экономических зон (СЭЗ). Такие зоны создаются и развиваются на территории государства с целью привлечения инвестиций как местных вкладчиков, так и заграничных. Инвестиции вкладываются в развитие перспективных для государства отраслей. Процесс развития предполагает повышение уровня товарооборота с другими странами, увеличение рабочих мест на рынке труда. Все эти улучшения приводят к экономическому развитию как отдельного региона, так и государства в целом.

Как показывает мировая практика - создание и развитие свободных экономических зон - это мощный инструмент для развития страны. Свободные экономические зоны существуют в странах, разных по уровню и развитию экономики. СЭЗ показывают свою эффективность даже в странах, где есть такие проблемы, как безработица, остановка экономического роста, недостаток ресурсов (в частности, финансов), для ведения деятельности.

Деятельность свободных экономических зон

Изучив опыт стран, в которых реализуются проекты свободных экономических зон, можно определить несколько направлений их деятельности:

  • Территориальная СЭЗ - создается с целью взаимосвязи с другими регионами государства;
  • Функциональная СЭЗ - создается с целью реализации определенных задач (например, для усовершенствования производства и т.д);
  • Таможенная СЭЗ - создается с целью получения льготных условия для экспорта и импорта товаров. При экспорте через таможенную СЭЗ резидент не оплачивает таможенную пошлину и НДС;
  • Налоговая СЭЗ - создается с целью изменения количества налогов и сборов, а точнее: их уменьшения, или полной отмены;
  • Финансово-инвестиционная СЭЗ - создается с целью обеспечения населения уменьшенными ставками на страхование, кредитными ставками, а также ставками по сборам и налогам;
  • Административная СЭЗ - создается с целью обеспечение упрощения выезда и въезда граждан с иностранным гражданством, а также упрощения процедуры государственной регистрации компаний и частных предприятий.

Виды свободных экономических зон

Свободные экономические зоны на территории Российской Федерации систематизируются таким образом:

  • Территориальная СЭЗ - создается с целью взаимосвязи с другими регионами государства;
  • Функциональная СЭЗ - создается с целью реализации определенных задач (например, для усовершенствования производства и т.д);
  • Таможенная СЭЗ - создается с целью получения льготных условия для экспорта и импорта товаров. При экспорте через таможенную СЭЗ резидент не оплачивает таможенную пошлину и НДС;
  • Налоговая СЭЗ - создается с целью изменения количества налогов и сборов, а точнее: их уменьшения, или полной отмены;
  • Финансово-инвестиционная СЭЗ - создается с целью обеспечения населения уменьшенными ставками на страхование, кредитными ставками, а также ставками по сборам и налогам;
  • Административная СЭЗ - создается с целью обеспечение упрощения выезда и въезда граждан с иностранным гражданством, а также упрощения процедуры государственной регистрации компаний и частных предприятий.

Зоны экономической торговли

Зоны экономической, или свободной торговли - это группа таможенных территории (2-х или более), на территории которых отменена уплата пошлины в отношении взаимной торговли, которая проходит на этих территориях. Между странами-участницами отменяются любые налоги, сборы и пошлины., а также, количественные ограничения во взаимной торговле. Тем не менее, каждая из стран оставляет за собой право регулирования взаимной торговли с третьими странами.

В основном, условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме товаров сельского хозяйства.

За координацию зон свободной торговли отвечают межгосударственные секретариаты, которые расположены на территории одной из стран-участниц. Но часто наличие такого ведомства не обходимо вовсе. В таком случае, регулирование обсуждается и подписываются соответствующие документы на встречах глав соответствующих ведомств. Между странами-участницами зон свободной торговли сохранятся границы и посты, контролирующие поставки товаров, которые импортируются на территорию их страны.

Льготы свободных экономических зон

Государством предусмотрены особые льготы для резидентов свободных экономических зон:

  • уменьшение ставка налога на прибыль, или полное отсутствие налога (в зависимости от СЭЗ, в которой происходит деятельность предпринимателя);
  • отмена уплаты налога на имущество предпринимателя. Это касается имущества, которое было приобретено, или создано для ведения деятельности на СЭЗ, или же того имущества, которое передается местными органами управления на баланс предпринимателя ;
  • отмена уплаты акцизов подакцизных товаров, которые ввозятся на территорию портовых СЭЗ;
  • отмена уплаты земельного налога на 5 лет с месяца получения права собственности на земельный участок. Это относится к земельным участкам, которые расположены на территории СЭЗ;
  • уменьшение тарифов страховых взносов;
  • административные льготы: упрощенная система регистрации предприятий, разрешение на вывоз законно полученной прибыли иностранным резидентам;
  • скидка иностранным фирмам при покупке оборудования местного производства.

Эти преференции предусмотрены для привлечения инвесторов на территорию СЭЗ. Доступны они только резидентам СЭЗ, которые были внесены в Единый реестр резидентов СЭЗ.

Как стать резидентом?

Чтобы компания, или индивидуальный предприниматель могли вести деятельность в свободной экономической зоне, они должен иметь статус резидента СЭЗ. Для этого предпринимателю нужно пройти определенную процедуру регистрации:

  • зарегистрироваться в той СЭЗ, на территории которой будет производиться деятельность;
  • подготовить и подать пакет документов, требуемых Федеральным законом об свободных экономических зонах;
  • если решение комиссии будет положительным - резиденту выдается решение о включении в единый реестр резидентов СЭЗ.

Требования к резидентам СЭЗ:

  • компания, или индивидуальный предприниматель обязаны быть зарегистрированными в той свободной экономической зоне, в которой будут вести свою деятельность;
  • производство товаров, или другой продукции должно происходить исключительно на территории той свободной экономической зоны, в которой зарегистрирован предприниматель;
  • компании-резиденты не могут применять специальные налоговые режимы и не могут относиться к финансовым организациям.

Вывод: основываясь на результатах исследований, как на результаты функционирования свободных экономических зон, можно выделить развитие инвестиционной привлекательности и деловой активности, как структурных условий экономики региона. Реализация разработанного механизма по ведению свободных экономических зон обеспечит рост в приоритетных направлениях государства. При достаточном финансировании, оснащении, развитии инфраструры региона и обеспечении производства квалифицированными кадрами, рост экономики как свободной экономической зоны, так и экономики государства, будет реализован.