Свободная таможенная зона - это таможенная процедура

При выполнении которой продукция, сырье и товары могут быть импортированы на территорию особой экономической зоны, при этом уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не требуется при условии выполнения требований помещения товаров под таможенную процедуру и дальнейшее их использования в соответствии с процедурой. Пользоваться льготами свободной таможенной зоны имеют возможность исключительно резиденты особой экономической зоны. Таким образом государство привлекает инвесторов становиться резидентами, давая им таможенные и налоговые льготы, а также компенсацию за затраты на транспортировку. Взамен государство получает новые инвестиции в бюджет, налаживание внутренней внешней экономики за счет импорта и экспорта товаров, а также увеличения количества рабочих мест для жителей особых экономических зон.

Свободные таможенные зоны в таможенном союзе

Таможенный союз (ЕАЭС) - это союз стран-участников, которые создают общее таможенное пространство. Благодаря союзу между странами-участниками импорт и экспорт товаров в другую страну не облагается налогами и уплатой таможенной пошлины, что позволяет улучшить товарооборот как в государстве, так и за его пределами.

Страны-участники ЕАЭС: Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Армения; Республика Беларусь, Кыргызская Республика. В начале текущего года стал рассматриваться вопрос о присоединении к ЕАЭС Узбекистана.

Роль особой экономической зоны в таможенном союзе

Особая экономическая зона – это часть территории страны-участника ЕАЭС в пределах, установленных государством страны-участника, на которой функционирует особый режим реализации предпринимательской и иной деятельности. На территории ОЭЗ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Таможенные процедура импорта и экспорта свободной таможенной зоны с ЕАЭС:

  • Реэкспорт товаров, состояние которых были не изменено;
  • Реэкспорт готовой продукции, которая изготавливается из привезенного сырья, но не признается товарами ЕАЭС;
  • Экспорт готовой продукции, которая изготовлена из привезенного сырья, и признана товарами ЕАЭС;
  • Реимпорт - выпуск в обращение без ограничений товаров ЕАЭС в первичном состоянии без уплаты пошлины;
  • Иные таможенные процедуры.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны не распространяется на

  1. Транспортные средства международного назначения по причине международной транспортировки товаров этими транспортными средствами. Также, транспортные средства, которыми предусмотрена реализация внутренней транспортировки грузов по территории таможенного союза;
  2. Товары таможенного союза, импортируемые или экспортируемые из территории ОЭЗ на территории таможенного союза лицами, которые не являются резидентами особой экономической зоны (за исключением особой экономической зоны в Калининградской области);
  3. Товары таможенного союза, импортируемые, или экспортируемые в/из территории ОЭЗ на территорию таможенного союза администрацией ОЭЗ;
  4. Товары, импортируемые в особую экономическую зону и сохраняемые за пределами ОЭЗ до реализации таможенной процедуры;
  5. Товары, импортируемые из территории ЕАЭС, которые находятся на территории особой экономической зоны в Калининградской области Российской Федерации;
  6. На территории особой экономической зоны могут быть размещены и использованы товары, по которым была реализована таможенную процедуру свободной таможенной зоны, как и товары, по которым не была реализована таможенная процедура, а также иностранные товары, которые были помещены под другие таможенные процедуры;
  7. Особая экономическая зона, на территории которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, будет являться зоной таможенного контроля.

Таможенный контроль на этой территории должен осуществляться соответствующими (таможенными) органами согласно условиям таможенного законодательства таможенного союза. Территория, на которой применяется процедура, должна быть обустроена и оснащена для реализации таможенного контроля. Требования к оснащению, обустройству территории ОЭЗ (например, требования к ограждению, обеспечению системами видеонаблюдения периметра территории) определяются законодательством стран-участников ЕАЭС.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны:

Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут быть помещены:

  1. Товары, которые предназначены для распределения и применения резидентами на территории особой экономической зоны в целях реализация собственной деятельности;
  2. Товары, которые предназначены для реализации процедуры подлежат таможенному декларированию за исключением следующих случаев:
    • товары импортируются на территорию особой экономической зоны с территории государства, которое не является участником таможенного союза;
    • товары импортируются на территорию особой экономической зоны резидентами с целью строительства, реконструкции объектов инфраструктуры на территории особой экономической зоны.
  3. При импорте на территорию особой экономической зоны, если товар подлежит таможенному декларированию, таможенная декларация должна быть подана в течение 14 рабочих дней с того дня, когда товар поступил на территорию особой экономической зоны.
  4. Лицом, подающим таможенную декларацию должен быть резидент особой экономической зоны. На территории ОЭЗ в Калининградской области таможенную декларацию имеет право подавать юридическое лицо. Для этого регистрация юридического лица должна быть осуществлена на территории особой экономической зоны в Калининградской области Российской Федерации.

Под процедуру не могут быть помещены товары, которые запрещается к импорту и экспорту на территорию особой экономической зоны и территорию таможенного союза. Перечень таких товаров создается и утверждается государством страны-участника таможенного союза.

Вывод: Таможенная процедура свободной таможенной зоны особых экономических зон дает возможность резидентам импортировать и экспортировать товар на территорию стран-участников таможенного союза без уплаты таможенных пошлин и НДС. Благодаря беспошлинному ввозу товаров на территорию стран-участников таможенного союза, и вывозу за территорию стран, государства значительно наращивают товарооборот, что положительно сказывается на бюджете страны и ее экономике в целом.